ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ Выполнилаучитель биологии МОУ – средняя общеобразовательная школа №43 г. Белгорода Андриец Е.А.
Критика - изучение или обсуждение чего-либо с целью поиска недостатков. С.И.Ожегов
Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения.
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ:способствует взаимоуважению партнеров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми;облегчает понимание различных «взглядов на мир»;позволяет учащимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности, создавать базу для новых типов человеческой деятельности.
ЦЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИОбеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯТехнологию развития критического мышления предложили в середине 90-годов XX века американские педагоги Дж. Стил, К. Мередит, Ч.Темпл как особую методику обучения, отвечающую на вопрос:Как учить мыслить?А.П. Чернявская отмечает, что технология развития критического мышления - это разновидность личностно ориентированного обучения. Разница лишь в том, что в данном варианте личностно ориентированное обучение не останавливается на общих лозунгах, а достигает уровня технологической проработки метода.
ЭТАПЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯЭтап «Вызов» (актуализация субъектного опыта)Этап «Осмысление»Этап «Чтение с пометками»Этап «Рефлексия»Этап «Домашнее задание»
Приемы развития критического мышленияТаблица «З-Х-У»
Приемы развития критического мышленияОсмысление полученной информацииГрафический организатор – кластер («гроздь»)
Рекомендации по работе с гроздьямиОцените текст, с которым будете работать. Нужна ли в данном случае разбивка на «грозди»? Можно ли выделить в тексте большие и малые смысловые единицы?Помогите ученику, если у него возникли сомнения, выделить эти смысловые единицы. Это могут быть вопросы или ключевые слова или фразы.Озвучьте свои «грозди». Пусть ученики сделают презентацию своих записей.Попросите установить связи между «веточками» вашей «грозди» и объяснить возникшие связи.Если вы хотите остановиться на каком-либо смысловом блоке, попросите сделать эту веточку поярче.
ЭРИТРОЦИТ
4,5-5,5 млн.транспорт газов красный костный мозгО2 и СО2 кол-во в 1 мм³ селезенка функция образование Эритроцит форма строение состав продолжительность жизни двояковогнутый нет ядра гемоглобин диск 100-120 суток
Виды пометок при работе с текстом это я знаю; + новая информация; - информация, противоречащая моим знаниям; ? информация требует пояснения; ! это интересно.
Приемы развития критического мышления Двойной дневник
Приемы развития критического мышленияСинквейн 1 строка-1 существительное (тема) 2 строка-2 прилагательных (раскрывающие тему) 3 строка- 3 глагола (описывающие действия по теме) 4 строка- предложение (отношение к теме) 5 строка- 1 слово-резюме (синоним темы)
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТАКРИТИЧНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ МОЖЕТ БЫТЬ РАСКРЫТА ЧЕРЕЗ СЛЕДУЮЩИЕ ПОКАЗАТЕЛИ:Оценка (Где ошибка?)Диагноз (В чем причина?)Самоконтроль (Каковы недостатки?)Критика (Согласны ли вы? Опровергните. Приведите контраргументы?)Прогноз (Постройте прогноз)
Задания на мониторинг критичности мышления(тема «Пищеварение»)Сопоставьте следующие мнения: Лучше голодать, чем что попало есть.Омар ХайямПо мнению американского врача Хирма, одна из причин переедания – то, что люди очень мало нюхают блюда, которые употребляют в пищу.
Тема «Высшая нервная деятельность»За свою научную деятельность русский ученый Иван Павлов был награжден физиологами всего мира почетным титулом «старейшина физиологов мира». Ни до него, ни после ни один биолог не удостоился такой чести. С чем было связано присуждение Павлову этого титула?
ЧТО ДАЕТ УЧАЩИМСЯ ЭТА ТЕХНОЛОГИЯповышается ответственность за качество собственного образования;развиваются навыки работы с текстами любого типа;развиваются творческие и аналитические способности, умение эффективно работать совместно с другими людьми
ОГРАНИЧЕНИЯучитель часто уменьшает долю своего участия в процессе знакомства учеников с новым материалом;учитель должен принять все версии, которые предлагают ученики – правильные и неправильные; подготовка специального содержания текстов.
Важнейшая задача цивилизации –научить человека мыслить. Эдисон