«Система работы по психолого-педагогическому сопровождению воспитательного процесса» Плешакова Ирина Степановна педагог-психолог МОУ «Средняя общеобразовательная школа №13»Г. Балаково Саратовской области
Кредо педагога-психолога: - внимание каждому обучающемуся, каждый интересен, уникален- заметить и помочь в раскрытии индивидуальности В.А.Сухомлинский писал: "Я не один год думал: в чем выражается наиболее ярко результат воспитания? Когда я имею моральное право сказать: мои усилия принесли плоды? Жизнь убедила: первый и наиболее ощутимый результат воспитания выражается в том, что человек стал думать о самом себе. Задумался над вопросом: что во мне хорошего и что плохого? Самые изощренные методы и приемы воспитания останутся пустыми, если они не приведут к тому, чтобы человек посмотрел на самого себя, задумался над собственной судьбой "
Направления психолого-педагогического сопровождения: Необходимость новых воспитывающих направлений в деятельности педагога - психолога;Сохранение и укрепление здоровья обучающихся;Воспитание подростков;Сопровождение профессионального самоопределения; Сотрудничество педагога-психолога с коллегами и родителями обучающихся.
В условиях модернизации образования предполагается качественное психолого-педагогического сопровождение в решении актуальных задач воспитания. В этом направлении необходимо: обеспечить активное участие педагогов-психологов в разработке и сопровождении программ воспитания;осуществлять поиск и апробацию форм эффективного взаимодействия классных руководителей, учителей-предметников, социальных педагогов и педагогов-психологов, администрации;расширить использование в воспитательном процессе методов работы с ценностно-смысловыми ориентациями учащихся; тренингов личностного роста, межличностного общения, бесконфликтного взаимодействия, ассертивности, самостоятельности; методов развития критического мышления, противостояния негативным социальным влияниям (СМИ, реклама), групповому давлению и манипуляциям;создание и поддержка детских и молодежных объединений, волонтерских движений.
Важным направлением психолого-педагогического сопровождения развития учащихся является сохранение и укрепление здоровья детей. Конкретными задачами работы в данном направлении являются:- формирование установок на здоровый образ жизни;- развитие навыков саморегуляции и управления стрессом;- профилактика табакокурения, алкоголизма и наркомании, заболеваний, передающихся половым путем, ВИЧ/СПИД, школьного и дорожного травматизма.
Программы психолого-педагогического сопровождения воспитательного процесса Региональная программа «Основы Здорового образа жизни» 5-9 класс;Программа «Этика и культура развития речи» 5 классПрограмма «Познай себя» 6 класс;Программа «Мой выбор» 8 класс;Элективный курс «Предпрофильная диагностика и подготовка учащихся к успешному профессиональному самоопределению» 9 класс;Программа работы педагога-психолога по сохранению и укреплению здоровья педагогов
Позитивный опыт работы в этом направлении накоплен в МОУ СОШ №13, которая является опорной школой Ресурсного Центра по здоровьесбережению. Программу регионального компонента «Основы Здорового образа жизни» ведет педагог-психолог, прошедший специальный курс на базе Саратовского института повышения квалификации и переподготовки работников образования.
Сопровождение ребёнка по его жизненному пути - это движение вместе с ним, рядом с ним иногда - чуть впереди, если надо объяснить возможные пути. Взрослый внимательно приглядывается и прислушивается к своему юному спутнику, его желаниям, потребностям, фиксирует достижения и возникающие трудности, помогает советами и собственным примером ориентироваться в окружающем мире, понимать и принимать себя. Но при этом не пытается контролировать, навязывать свои пути и ориентиры. И лишь когда ребёнок потеряется или попросит о помощи, помогает ему вновь вернуться на свой путь.
Не сам ребёнок, не его умудрённый опытом спутник не могут существенно влиять на то, что происходит вокруг дороги. Взрослый также не в состоянии указать ребёнку путь, по которому непременно нужно идти. Выбор Дороги - право и обязанность каждой личности, но если на перекрёстках и развилках с ребёнком оказывается тот, кто способен облегчить процесс выбора, сделать его более осознанным - это большая удача. Именно в таком сопровождении школьника на всех этапах его обучения и видится основная цель школьной психологической практики».