Логопедическая работа с детьми, имеющими дизартрию.
Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи,обусловленное недостаточностьюиннервации речевого аппаратаРечевые нарушения ДизартрииАртикуляторныеДыхательныеРасстройства голосообразованияНарушение просодики
Сопутствующее речевое нарушение у детей с ДЦП чаще: - дизартрия в разной степени выраженности:тяжелой,средней,легкой
Псевдобульбарная дизартрия(спастическая) Спастические параличи мышц речевого аппарата Нарушение речевого дыхания Язык напряжен, отодвинут кзади Увеличение саливации при произвольных движениях Ограничение произвольных движенийАмимия лица
Коррекционно-логопедическая работа при псевдобульбарной (спастической) дизартрии Первый этап: Выработка правильных дыхательных кинестезий Развитие артикуляционной моторики Развитие слухового восприятия Развитие зрительных функций Развитие крупной и мелкой моторики Коррекция просодической стороны речи
Коррекционно-логопедическая работа при псевдобульбарной (спастической) дизартрии Второй этап:Работа над речевым дыханиемРазвитие артикуляционной моторики (выработка основных артикуляционных укладов)Уточнение артикуляционного образа правильно произносимых звуковРабота над просодикой
Коррекционно-логопедическая работа при псевдобульбарной (спастической) дизартрии Третий этап:Формирование фонематического анализа и синтезаРазвитие артикуляционной моторикиКоррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация, дифференциация),Работа над просодикой
Подкорковая дизартрия (Экстрапирамидная) Изменение мышечного тонуса по типу дистонии Наличие насильственных движений(гиперкинезов) Нарушение эмоционально-двигательной иннервации Дыхательные расстройства Выраженные нарушения просодики
Коррекционно-логопедическая работа при подкорковой (экстрапирамидной) дизартрии Особенности:Все упражнения в «рефлекс запрещающей позиции»Важно выработать правильный динамический стереотипПодготовка слухового восприятия обязательна
Коррекционно-логопедическая работа при мозжечковой дизартрии Особенности:Коррекция статической и динамической атаксии (работа над координацией)Укрепление мышц артикуляционного аппарата
Мозжечковая дизартрия Речь замедленная, толчкообразная, скандированная, затухание голоса к концу фразы Тонус в мышцах языка и губ понижен Язык тонкий, распластанный в полости рта, движение языка не точное, подвижность ограничена, при тонких движениях мелкое дрожание темп движений замедлен Трудности в удержании артикуляционных укладов Выражена назализацией большинства звуков.
Коррекционно-логопедическая работа при мозжечковой дизартрии Особенности:Коррекция статической и динамической атаксии (работа над координацией)Укрепление мышц артикуляционного аппарата
Заключение Положительные результаты достигаются при условии:Поэтапного взаимосвязанного формирования всех компонентов речиСистемного подхода к анализу речевого дефектаСочетание логопедических мероприятий с лечебными
Спасибо за внимание!