«Работа с одарёнными детьмив сельской школе»2008 год
Актуальность проблемы На сегодняшний день образование рассматривается в стратегической перспективе как важнейший фактор и ресурс развития общества и государства, поэтому работа с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений педагогической деятельности
Цель работы с одаренными детьми: Создание благоприятных условий для развития одаренных детей в интересах личности, общества и государства
Задачи работы с одаренными детьми: Обеспечить возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельностиСоздание системы внеурочной работы, дополнительного образования учащихся. Развитие массовых, групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности. Организация системы исследовательской работы учащихся.Способствование методическому росту учителей, их постоянному повышению квалификации.
Содержание понятия «Одаренность»
Диагностики одаренности Система системаединой оценки комплексной оценки
Методическое обеспечение системы работы с одарёнными детьми Информационное обеспечениеНормативно-правовое обеспечение:Программное обеспечение (типовые авторские программы спецкурсов, факультативов и т.п.)Наличие комплекта информационно-методических материалов (рекомендации, публикации, списки литературы по направлениям)Издание материалов, оформление сайта, иллюстрированных отчетов.
Методическое обеспечение системы работы с одарёнными детьми Организационно-методическое обеспечениеСоздание целевого методического объединения по проблеме работы с одаренными детьми. Повышение квалификации педагогов через систему школьных тематических семинаров.Разработка программ и проектов развития сферы дополнительного образования в школе.Изучение обобщения опыта работы педагогов.Мониторинг работы системы
Этапы стратегии работы с одаренными детьми Знакомство учителей с научными данными о психологических особенностях и методических приемах, эффективных при работе с одаренными детьми.Проведение целенаправленных наблюдений за учебной и внеучебной деятельностью учащихся.Подбор материалов и проведение специальных тестов, позволяющих определить наличие одаренности. Создание условий, способствующих оптимальному развитию одаренности.
1 – 4 классы. Подготовительный этап Формирование навыков эффективной организации труда. Вовлечение в активные формы познавательной деятельности. Формирование познавательного интереса. Выявление способных учащихся Формы: Урок.Внеклассная работа.Кружки Секции.
5 – 7 классы. Творческий этап Совершенствование навыков научной организации труда. Формирование познавательного интереса. Творческое развитие учащихся. Индивидуальная работа со способными школьниками. Формы:Урок.Внеклассная работа. Предметные недели.Школьные олимпиады.Факультативы.Краеведческая конференция.Кружки.Секции.
8-9 классы. Развивающий этап Совершенствование навыков научной организации труда. Развитие и расширение познавательных интересов учащихся. Формирование исследовательских навыков. Развитие информационной культуры учащихсяФормы работы:Урок.Внеклассная работа.Предметные недели.Олимпиады.Факультативы.конференция.НОУ.Индивидуальная работа по разработке программ, проектов и выполнению рефератов.элективные курсы (9 классы).Спецкурсы.
10-11 классы. Исследовательский этап Совершенствование исследовательских навыков. Совершенствование информационной культуры учащихся. Самостоятельное применение учащимися знаний умений и навыков. Формы: Урок.Внеклассная работа.Предметные недели.Олимпиады.Факультативы.Профильные спецкурсы.НОУ.Индивидуальная работа по разработке программ, проектов и выполнению рефератов и исследовательских работ
Основные формы внеурочной образовательной деятельности учащихся школы ФакультативУченическая конференцияПредметная неделя (декада)Научное общество учащихсяКружки, студии, объединения
Ожидаемые результаты Формирование системы работы с одаренными учащимися. Творческая самореализация выпускника школы. Обеспечение преемственности в работе начальной, средней и старшей школы. Повышение квалификации педагогов