Диагностика, анализ и планирование процесса воспитания Пошаговые методические рекомендации по осуществлению процессом воспитания.( методика П.В.Степанова)
Что такое воспитание? Воспитание – это в первую очередь воспитательная работа, исполнение школьным педагогом некой особой, возложенной на него государством , обязанности.Воспитание – не работа, а деятельность, управление процессом развития личности через создание благоприятных для этого условий.
Критерии оценки процесса воспитания По динамике личностного развития школьников ( это цель и результат воспитания). По тем условиям, которые созданы в школе для этого развития ( сформированность первичных детских коллективов школы, благоприятное самочувствие каждого ребёнка в этих коллективах, степень развития позиции воспитателя у педагогов школы, использование потенциала различных видов совместной деятельности педагогов и школьников).
1.Личностное развитие школьника
2. Сформированность первичных детских коллективов… Коллектив- сложная социальная система, характеризующаяся единствоморганизации и психологической общностиСамоуправление, распределение социальных ролейСформированность норм и ценностейСоединение деловых и неофициальных межличностныхотношенийБлагоприятное положение каждого ребёнка в коллективе, зависит от позиции воспитания педагога, от видов их совместной деятельности
Диагностика процесса воспитания Опросник «Личностный рост»ДИНАМИКА1.Содержащиеся в опроснике утверждения должны побуждать подростка демонстрировать своё отношение к миру, другим людям, к самому себе;2.формулировки должны быть понятными;3.Тест должен быть составлен таким образом, чтобы избежать попыток «угадывания» ответов;4.Тезисы опросника не должны выглядеть заведомо общественно одобряемыми.
Анализ процесса воспитания Сопоставление полученных результатов в воспитании школьников с поставленными в этой области целями;Выявление факторов, позитивно или негативно повлиявших на полученные результаты;Формулирование важнейших проблем в сфере воспитания, которые школьным педагогам предстоит решать в будущем.Анализ результатов воспитания (% соотношение благополучных и неблагополучных семей)Анализ функциональной деятельности семей школьников в воспитании.Анализ существующих в школе условий, влияющих на результаты воспитания. ( % соотношение школьных классов и внеклассных объединений; количество детей, занятых в объединениях, неформальных лидеров)Анализ использования воспитательных возможностей (анализ деятельности классного руководителя).Анализ состояния детского и детско-взрослого самоуправления в классе.Анализ ресурсного обеспечения процесса воспитания в школе.Формулирование проблем.
Планирование процесса воспитания
Список используемой литературы Степанов П., Степанова И. Диагностика, анализ и планирование процесса воспитания.-М., 2007Степанов Е.Н. Классный руководитель: современная модель воспитательной деятельности.- М., 2007
спасибо за внимание!