ПРОГРАММАДуховно – нравственного воспитания личности Без духовной любви всякое обучение бесполезно.С.А. Назарбаева
Актуальность:Программа духовно — нравственного развития должна формировать целостное пространство духовно — нравственного развития младшего школьника, иначе определяемого как уклад жизни, интегрированный в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей.
Разработчики: Директор МОБУ «Лицей №9» г. Сибай Солонина Т.А.Зам. директора по УР МОБУ «Лицей №9» Султанова И.П. Зам. директора по УР МОБУ «Лицей №9» Гаврилова Т.А. Зам. директора по УР МОБУ «Лицей №9» Доромейчук Т.Н.Зам. директора по УР МОБУ СОШ №6 Герасимова О.М.
Сроки разработки: 1 февраля 2011 г. - 1 сентября 2011 г.
Сроки реализации программы Сентябрь 2011г. – май 2015 г.
РЕСУРСЫ: 1. Финансовые ресурсы:Финансовое обеспечение программы: бюджетные и внебюджетные средства. 2.Кадровые ресурсы:А) Переподготовка педагогов к внедрению различных технологий, серия семинаров, практикумов, тренингов.Б) Привлечение педагогов дополнительного образования различных направлений (спортивных, экологических, эстетических и т.д.)3. Методические (сотрудничество с различными учебными заведениями, общественными и религиозными организациями) 4. Дидактические (литература, электронные учебники)
Духовно – нравственное развитие личности- это последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
ЦЕЛИ: Воспитание и развитие высоконравственного, ответственного, инициативного, компетентного и толерантного гражданина России.Социально – педагогическая поддержка становления духовно – нравственной личности
Задача 1: Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям;
Задача 2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Задача 3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению и жизни.
Задача 4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Задача 5. Воспитание ценностного отношения к природе (экологическое воспитание)
Задача 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
УСЛОВИЯ
Направления работы
Социокультурная среда Детский сад «Аленушка»Детская музыкальная школаШкола искусствДетская спортивная школаЦентр детского творчестваТеатр «Сулпан»
Учебная деятельность: Изучение истории, культуры Башкортостана;Развивающее обучение по системе Занкова;Уроки нравственности;Уроки безопасности.
Внеурочная деятельность: Система самоуправления;Классные часы;Предметные кружки;Спортивные секции;Научное общество обучающихся;Участие в олимпиадах и конкурсах;Цикл экскурсий;Городской краеведческий музей и школьные музеи: «Наследие», «Истоки», «Боевой и трудовой славы».
Работа с педколлективом Совет лицеяАттестацияПедагогический советУчастие в городских конкурсахМетодический советКурсы компьютерной грамотностиЗаседания кафедр и творческих объединенийОперативные совещания
Работа с родителями Попечительский совет;Родительские собрания;Консультации психолога;Лекторий для родителей;Родительский комитет;День открытых дверей;
Этапы 1 этап:Сентябрь, октябрь 2011.г. –изучение и систематизация научного и практического опыта решения проблемы по воспитанию подрастающего поколения, устремления к высшим духовным ценностям в соответствии с ФГОС.
2 этап: Ноябрь 2011- Сентябрь 2012 – освоение и внедрение регламентированных и факультативных программ
3 этап: Октябрь 2012 - Май 2015Реализация духовно – нравственного воспитания подрастающего поколения лицеистов: .
Формы работы: Информирование: классные часы, викторины, просмотры видео, проведение тематических уроков (к знаменательным датам), тренинги;Активное участие в конкурсах, фестивалях разных уровней;Встречи с ветеранами, тружениками, писателями, интересными людьми.Экскурсии и посещение музеев, библиотек, выставок и т.д.Участие в акциях, программах, проектах различного уровня.
Методы работы: СловесныйНаглядныйДемонстрационныйИнформационно – технологическийУбеждениеПоказРазъяснениеЛичный пример
Результаты: Усовершенствовать воспитательную систему лицея;Обеспечить системный подход в воспитании детей и подростков на уроке и во внеурочное время;Осуществить взаимодействие науки и практики, повышая качество учебно – воспитательного процесса;Повысить роль семьи, как гаранта морально – нравственной безопасности и развития детей;Привлечь общественность, СМИ к поиску путей совместного решения проблемы духовно – нравственного воспитания детей и подростков.
Воспитательные результаты и эффекты деятельности обучающихся: I уровень: приобретение обучающимися социальных знаний , первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.II уровень: получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.III уровень: получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия.
Новизна проекта Реализация программы позволит:1. Создать целостную систему духовно – нравственного воспитания учащихся на основе концепции ФГОС, выработать организационно – управленческую модель совершенствования духовно – нравственной работы. 2. Выявлять, систематизировать и распространять эффективный воспитательный опыт по сети Интернет.3. Обеспечить рост социального оптимизма подрастающего поколения.4. Повысить компетентность детей подростков в области нравственности.5. Освоить спец.курс «Основы религиозной культуры и светской этики».6. Привлечь общественность к воспитательном процессу.
Литература: В.А.Сухомлинский «Методика воспитания коллектива» К.Д. Ушинский «О нравственном элементе в воспитании»М.Г.Рахимов «Совместно укреплять и возвышать Россию»Н.Е. Щуркова «Классный час»А.С.Макаренко «О воспитании: золотой фонд педагогики»
Без глубокого духовного и нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести, — ничего, чем человек есть человек.В. Белинский