Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Нормативно-правовой и документальной основой программы являются Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования; Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Основы ФГОС Запросы семьи, общества и государстваКонцепция духовно-нравственного воспитанияФундаментальное ядро содержания общего образования
Общие задачи : воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;воспитание нравственных чувств и этического сознания;воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Примерные виды деятельности ОУ по духовно-нравственному воспитанию и развитию младших школьников
Внеурочная деятельность образовательного учреждения по данному направлению может включать в себя перечень традиционных мероприятий, долгосрочных и краткосрочных игр, реализующих задачи духовно-нравственного воспитания и развития.Например, программа воспитательного дела «Растим патриотов», представленная в образовательной программе, включает в себя цели и задачи, перечень мероприятий, планируемые результаты. Могут быть представлены традиционные ежегодные мероприятия, проводимые в ОУ, например:традиционная вахта памяти 27 января (день снятии блокады Ленинграда);уроки мужества совместно с ветеранами Дороги жизни;спортивно-развлекательное мероприятие «Папа, мама, я – спортивная семья и т.д.
Образовательным учреждением могут быть реализованы следующие программы кружковой или факультативной деятельности, разработанные и рекомендованные к внедрению как МО РФ, так и Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга:Система правового образования в школе и воспитание гражданина России. Начальная школа. Курс «Я и мой мир». Под редакцией д.п.н., профессора Н.И. Элиасберг;Нравственное образование младших школьников. Начальная школа. Курс «Азбука нравственности». Петрова В.И., Трофимова Н.М., Хомякова И.С., Стульник Т.Д. и другие.
Это могут быть программы, выбранные педагогическим коллективом школы и утвержденные педагогическим советом ОУ, например: формирование эмоциональной грамотности на уроках и внеурочное время;курс «Учимся жить вместе»;курс «Речь и культура общения»;курсы «Школа оптимизма», «Уроки социальной жизни для младших школьников».
Ожидаемые результаты:портрет выпускника начальной школыУЧЕБНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ≡ УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ
«Знание без любви есть зимнее солнце, которое не оживляет и не возвращает.Итак, аще кто учится, аще учит, с любовию добро творит». Архиепископ Феофан Полтавский
Литература 1. Л.М. Беловицкая, М.В. Бойкина, Н.В. Григорян, Н.А. Житина, Т.А. Овечкина, С.А. Ускова, Н.Н. Яковлева. «разработка основной образовательной программы начального общего образования для образовательных учреждений Санкт-Петербурга» Методические рекомендации .Санкт-Петербург .2010 . 2. «Особенности федерального государственного образовательного стандарта общего образования.» Начальное общее образование». Москва.«Просвещение». 20093. Интернет