Примерная программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Наименование программы: «Азбука нравственности" Основой программы являются базовые национальные ценности: духовное единство народа, моральные ценности и нравственные ориентиры (уважение к родному языку, к самобытной культуре и культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории).
Цель программы: Целью духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях народа Российской Федерации.
Задачи: В области формирования личностной культуры: Принятие учащимися базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций; В области формирования социальной культуры: Формирование патриотизма и гражданской солидарности; Пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости; Формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным и религиозным традициям, истории представителей народов России;
В области формирования семейной культуры: Формирование у учащихся уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим; Формирование представления о семейных ценностях, легендарных семейных ролях и уважения к ним Знакомство учащихся с культурно-историческими и этническими традициями.
Основные направления духовно-нравственного развития и воспитание: Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; Воспитание нравственных чувств и этического сознания; Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание); Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представление об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
Принципы: Принцип ориентации на идеал; Аксиологический принцип; Принцип следования нравственному примеру; Принцип идентификации (персонификации); Принцип диалогического общения; Принцип полисубъектности воспитания; Принцип системно-деятельностной организации воспитания.
Основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени НОО Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; Воспитание нравственных чувств и этического сознания; Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
Планируемые результаты реализации программы: 10-11 летний ребёнок приобретает: социальные знания (общественные нормы, устройство общество, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе; получает опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом; получает начальный опыт самостоятельного общественного действия, формируются социально приемлимые модели поведения.
Перечень мероприятий в рамках программы духовно-нравственного воспитания обучающихся на ступени НОО
2. Приобщение обучающихся к базовым национальным ценностям.
3. Приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России.