Проектная методика Доклад на семинаре для начинающих педагогов Подготовил: Ефремов А.Б. – учитель английского языка МОУ «СОШ№3 с УИОП» г.Котовска Тамбовской области
Проектная деятельность направлена на сотрудничество педагога и учащегося, развитие творческих способностей, является формой оценки в процессе непрерывного образования, дает возможность раннего формирования профессионально-значимых умений учащихся. Проектная технология нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества. Она позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.
Реализация метода проектов на практике ведет к изменению роли и функции педагога. Учитель при таком подходе выступает консультантом, партнером, организатором познавательной деятельности своих учеников. В процессе работы над проектом у учащихся появляется потребность в приобретении новых знаний и умений. Происходит процесс закрепления навыков работы над отдельной темой или крупным блоком курса. Метод обучения – сложное, многомерное, многокачественное образование.
Основной целью проекта является формирование творческого мышления учащихся. Существует множество классификаций методов обучения, но почти в каждой в них присутствует исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирал для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя. Проектный метод можно отнести к исследовательскому типу, при котором учащиеся индивидуально занимаются какой-либо поставленной проблемой.
В педагогической литературе можно встретить различные определения учебного проекта. В любом случае учебный проект основывается на следующих моментах: • развитии познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно искать информацию, развитии критического мышления; • самостоятельной деятельности учащихся: индивидуальной, парной, групповой, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени; • решении какой-то значимой для учащихся проблемы, моделирующей деятельность специалистов какой-либо предметной области; • представлении итогов выполненных проектов в «осязаемом» виде (в виде отчета, доклада, стенгазеты или журнала и т.д.), причем в форме конкретных результатов, готовых к внедрению; • сотрудничестве учащихся между собой и учителем («педагогика сотрудничества»).
Метод проектов развивает у учащихся познавательный интерес к изучаемому предмету, дает возможность углубить знания, выявить свои склонности и способности, развивает интерес к исследовательской работе, учит экспериментировать, наблюдать, работать с литературой, выступать с докладом. Это, как правило, коллективная работа, предусматривающая сотрудничество учащихся и преподавателей. Использование проектного метода обучения позволит: — индивидуализировать обучение; — актуализировать знания и умения; — изучать каждому учащемуся интересующие его проблемы; — выполнять работу каждому ребенку (что очень важно) в собственном ритме; — организовывать новое взаимодействие входящих в одну группу учеников в процессе их совместной исследовательской работы.
Главная педагогическая цель любого проекта — формирование ключевых компетентностей, под которыми в современной педагогике понимается интегрированное свойство личности, включающее взаимосвязанные знания, умения, способы деятельности, ценностные отношения, а также готовность мобилизовать и реализовать их при необходимости.
Ниже предложен список таких умений и навыков, формирующихся в процессе проектной деятельности, который, естественно, может быть дополнен и расширен. 1. Рефлексивные умения: • умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний; • умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? 2. Поисковые (исследовательские) умения: • умение самостоятельно генерировать идеи, разрабатывать способ действия, привлекая знания из различных областей; • умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; • умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста); • умение находить несколько вариантов решения проблемы; • умение выдвигать гипотезы; • умение устанавливать причинно-следственные связи. 3. Навыки оценочной деятельности. 4. Умения и навыки работы в сотрудничестве: • умения коллективного планирования; • умение взаимодействовать с партнерами; • умения взаимопомощи в группе в решении общих задач; • навыки делового партнерского общения; • умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5. Менеджерские умения и навыки: • умение проектировать процесс (продукт, изделие); • умение планировать деятельность, время, ресурсы; • умение принимать решения и прогнозировать их последствия; • навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов). 6. Коммуникативные умения: • умение инициировать учебное взаимодействие с взрослыми (вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.); • умение участвовать в дискуссии; • умение отстаивать свою точку зрения; • умение находить компромисс; • навык интервьюирования, устного опроса и т.д. 7. Презентационные умения и навыки: • навыки монологической речи; • умение уверенно держать себя во время выступления; • артистические умения; • умение использовать различные средства наглядности при выступлении; • умение отвечать на незапланированные вопросы.
Преимущество проектного метода обучения: — навыки работы в команде; — навыки общения; — междисциплинарные навыки; — развитие индивидуальных навыков участников проекта; — работа с личным сознанием. Проектная деятельность, в какой — либо отдельно взятой школе (гимназии, лицее, училище, колледже) может осуществляться по следующим основным направлениям: - общие проекты (олимпиады, конкурсы); — проектная деятельность в воспитательной работе (походы, поездки, экскурсии, внеклассные мероприятия); — проектная деятельность в учебном процессе (проект как вид задания, проект как переводной экзамен); — международные проекты (совместное творчество школьников разных стран).
На основе анализа опыта проведения проектов и можно построить их типологию. По доминирующей в проекте деятельности: • исследовательские; • информационные; • творческие; • игровые; • практические; • ознакомительно-ориентировочные. По предметно-содержательным областям: • монопроекты (в рамках одной предметной области); • межпредметные. По характеру координации: • с открытой, явной координацией; • со скрытой координацией (это относится главным образом к телекоммуникационным проектам).
По характеру контактов: • внутренние или региональные (в пределах одной страны); • международные (участники являются представителями разных стран). По количеству участников: • личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах, странах); • парные (между парами участников); • групповые (между группами участников); • школьные (внутри одной школы); • региональные; • российские; • международные. По продолжительности выполнения проекта: • краткосрочные (несколько уроков); • средней продолжительности (от недели до месяца); • долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).
Применение средств информационных технологий в процессе обучения методом проектов способствует: формированию у учащихся определенных знаний, умений и навыков для осуществления информационной деятельности с компьютерной техникой; развитию наглядно — образного, интуитивного, креативного, творческого типов мышления; поддержанию мотивации применения информационных технологий в учебной деятельности; развитию эстетического восприятия любых объектов; формированию умений принимать оптимальное решение или находить варианты решения в сложной ситуации; развитию умений осуществлять экспериментальную деятельность; развитию пространственного воображения и пространственных представлений учащихся.
Работа над проектом предполагает следующие этапы: I этап_____ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ II этап_____ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ Ш этап_____ РЕФЛЕКСИВНЫЙ IV этап_____ ТЕХНИЧЕСКИЙ V этап_____ ЗАЩИТА ПРОЕКТА
• Учащиеся находятся в центре образовательного процесса. • Работа над проектом соответствует образовательным стандартам и программе обучения. • Проекты управляются Основополагающими Вопросами. • Проекты включают в себя разнообразные виды оценки. • Проекты имеют связь с реальным миром. • Учащиеся представляют свои достижения через конечный продукт исследования. • ИТ обеспечивают и повышают эффективность обучения. • Для работы над проектом необходимы мыслительные умения высокого уровня. • Образовательные стратегии разнообразны и обеспечивают многообразные стили учения.