Перемены в духовной жизни XX век История России
План урока. 1.Политика «Гласности». 2.Переоценка исторического прошлого. 3.Противоречия в развитии художественной культуры. 4.Роль СМИ в «революции умов».
Задание на урок. Почему именно «Гласность» определила в итоге необратимый характер общественных перемен?
1.Политика «Гласности». М.С.Горбачев в Ленинграде. Май 1985 г. Гласность в отличие от свободы слова подразумева-ла,что власти разрешают говорить,то что сами хо-тят слышать.В мае 1985 г. Горбачев приехал в Ле-нинград,где свободно общался с населением.Вскоре был снят запрет на публикацию острых критичес-ких материалов в СМИ,были подняты серьезные проблемы в регионах недоступных для критики, т. к. их возглавляли члены Политбюро.Политика Гласности привела к крушению монополии КПСС на информацию.
2.Переоценка исторического прошлого. Секретарь ЦК КПСС по идеологии А.Н.Яковлев. Гласность привела к пере-осмыслению прошлого.В печати были подняты «закрытые» прежде те-мы,критике подверглись ближайшие соратники Ленина. При Политбюро была соз-дана комиссия по реаби-литации жертв полити-ческих репрессий во гла-ве с секретарем ЦК А.Н. Яковлевым. Она перес-мотрела все сфабрико-ванные при Сталине де-ла высших партийных и государственных руко-водителей.
2.Переоценка исторического прошлого. Политические деятели реабилитированные в к.80-х гг. Были реабилитированы и восстановлены в партии главные противники Сталина-Н.Бухарин,Л.Каме-нев,Г,Зиновьев и др. В 1989 г.начался пересмотр более широкого круга дел -были признаны неконституционными действия «троек» и «особых совещаний», а осужденные ими- реабилитированы.Были сняты все обвинения про-тив жертв массовой коллективизации и народов, депортированных в годы Великой Отечественной войны.
3.Противоречия в развитии художественной культуры. Писатели высланные из СССР в 60-70-е гг. В результате гласности были сняты запреты на пуб-ликацию целого ряда произведений Е.Замятина,Б. Пильняка,А,Платонова,А.Солженицина,Д.Гранина и др.,читатели познакомились с произведениями философов Н.Бердяева,В.Соловьева,В.Лосского и др.Интерес к истории привел к публикации массо-выми тиражами трудов Н.Карамзина,В.Ключевс-кого,С.Соловьева.Увидели свет запрещенные ра-нее работы Д.Оруэлла,Р.Конквеста,Ж.Желева и др.
3.Противоречия в развитии художественной культуры. И.Глазунов. Россия Великая Огромный интерес вызвали фильмы «Покаяние»Т. Абдуладзе, «Так жить нельзя» С.Говорухина, «Лег ко ли быть молодым» Ю.Подниекса и др. Зрители вновь смогли увидеть работы П.Филонова, К.Малевича,М.Нестерова и др.Огромные споры вызвало творчество И.Глазунова.В театрах начали ставить пьесы с острой политической направлен-ностью.Так в пьесе М.Шатрова «Дальше…Дальше … Дальше» по-новому трактовался образ Ленина.
4.Роль СМИ в «революции умов». Перестройка изменила роль средств массовой информации.практичес-ки была снята цензура. Тиражи периодических изданий выросли до ре-кордных отметок. В то же время крепла и кон сервативная оппозиция. Весной 1988 г.в «Советс- кой России» было опуб-ликовано письмо Н.Анд-реевой «Не могу поступи ться принципами»,став-шее манифестом консер-ваторов.Ее позицию под-держал Е.Лигачев и ста-тья была напечатана в других изданиях.
4.Роль СМИ в «революции умов». Шарж на ведущих Программы «Взгляд». Ответ на эту статью после- довал лишь через месяц, когда М.Горбачев вер-нулся из-за границы.Пос ле этого в СМИ критика тоталитарной системы развернулась с новой си-лой. Огромную роль в развитии гласности сыграло теле-видение.В его практику вошли прямые трансля-ции, телемосты, появи-лись новые телепереда-чи-»Взгляд», «12 этаж», «5 колесо» и др.Но совет ское общество оказалось неподготовленным к ра- дикальным переоценкам ценностей.