ПЕРВЫЕ КНЯЗЬЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
СОДЕРЖАНИЕ Деятельность и личные качества Рюрика, Олега и Игоря. Договоры с Византией Хозяйственная и внешне политическая дея- тельность Ольги. Поездка в Константинополь
Рюрик РЮРИК по русским летописным преда-ниям, один из братьев-конунга, т. е. предводителя варяжских дружин, якобы призванный “из-за моря” новгородскими славянами с целью прекращения междоусо-биц в Новгороде основавший Древнерусское государство. Согласно этой версии, Рюрик сел в Новгороде, и последствии стал пол-новластным правителем Новгородской зем-ли.
Призвание Рюрика
Превращение Рюрика из предводителя наемной дружины в новгородского князя способствовало прекращению усобиц и усилению роли Новгорода как политического центра союза северной группы славянских племен. Рюрик правил сначала в Ладоге. Он не был призван “из-за моря”, а захватил в 862 власть в Новгороде, воспользовавшись внутренними усоби-цами. Легенда о создании Рюриком Древнерусского государства опровергается многочисленными дан-ными источников, которые говорят о складывании государственности у славян задолго до IX в. и о становлении Древнерусского государства вследст-вие внутреннего общественного развития.
Рюрик - князь земли Новгородской
Олег Олег (879 – 912 гг.) – великий князь киевский, возможно родственник Рюрика , опекун малолетнего сына Рюрика Игоря. Рюрик, умирая, передал свое княжество родичу Олегу, а также “отдал ему на руки сына Игоря, ибо тот был еще очень мал”. Под 882 летописец сообщает о захвате Олегом Смоленска и Любеча, которые он присоединил к своим владениям. Затем, говорит летописец, Олег подошел к Киеву и хитростью выманил на берег Днепра княживших там Асколда и Дира. Он заявил им: “Вы не князья и не княжеского рода, но я княжеского рода”, а когда вынесли княжича Игоря, добавил: “А это сын Рюриков”. После этого Асколд и Дир были убиты воинами Олега, а сам он вокняжился в Киеве, сказав при этом, что он (Киев) “будет матерью городов русских”. 882 год некоторые историки считают датой образования раннефеодального государства Русь.
Восхождение князя Олега Князь Олег с маленьким Игорем
Олег строил города, определил размеры податей со словен, кривичей и мери, приказал Новгороду платить ежегодную дань варягам в 300 гривен для сохранения мира. В 883 он “примучил” древлян, в 884 победил северян, в 885 подчинил себе радимичей, обложив все эти народы данями. Пытался завоевать он уличей и тиверцев. Иоакимовская летопись сообщает, что Олег успешно воевал с хазарами, болгарами и другими народами, жившими в Подунавье.
Триумф князя Олега
Игорь Игорь (912 – 945 гг.) – великий князь киевский. «Повесть временных лет » называет его сыном Рюрика. Согласно летописи, князь Игорь принял власть в 912 году после смерти Олега, находясь уже в зрелом возрасте. После смерти Олега, почувствовав более слабую руку, древляне пытались отказаться выплачивать установленную дань, но князь Игорь усмирил бунт и заставил древлян подчиниться.
Князь Игорь Подчинение древлян
В период правления Игоря процесс склады-вания государства еще не был завершен, в частности, не сложилась налоговая система, о чем свидетельствует летописная легенда. Согласно «Повести временных лет», князь Игорь отправился со своей дружиной в полюдье в древлянскую землю. Посчитав дань недостаточной, князь Игорь решил собрать ее еще раз. Возмущенные таким произволом, древляне из Искорестеня перебили маленький отряд Игоря, а самого его убили. Это произошло в 945 году.
Походы на Византию Под 907 “Повесть временных лет” рассказывает о походе Олега на Византию, в котором приняли участие все подвластные ему народы. К Царьграду подошла русская конница и флот, насчитывающий 2 тыс. кораблей. Русские сожгли многие дома и церкви, перебили множество народа в константинопольских предместьях. Они пытались убить Олега, вынеся ему из города отравленные пищу и вино. Но русский князь не принял их “даров”. Византийцам пришлось заплатить Олегу огромную контрибуцию. Русь заключила с Византией очень выгодный мирный договор, предоставлявший большие льготы русским купцам. Уходя от Царьграда, Олег в знак победы повесил свой щит на городских воротах. В Киев он привез из похода золото, шелка, “плоды земные”, вино и “всякое узорочье”. Тогда же он получил прозвище Вещий.
Князь Олег прибивает щит на вратах Царьграда
Игорь тоже предпринимал походы на Царьград, первый из них закончился очень печально для русского войска, большая часть войска князя была уничтожена. Князь Игорь собрал второй поход. В 944 году объединенное войско русичей, варягов и печенегов отправилось на юг. Предупрежденные болгарами и хазарами "о руси без числа", византийцы предложили мир на выгодных для русичей условиях. Посоветовавшись с мудрыми дружинниками, князь Игорь принял предложение императора. На сле-дующий год Киев и Царьград обменялись посо-льствами и заключили новый мирный договор 944 г .
Послы Русичей
Хозяйственная и внешнеполитическая деятельность Ольги. Ольга (945 – ок. 965 гг.) – великая княгиня, вдова князя Игоря . Княгиня Ольга – одно из самых интересных лиц древней русской истории. Своеобразие ее положения состоит уже в том, что из всех правителей «империи Рюриковичей» она – единственная женщина. Происхождение ее неизвестно. Вероятно, она была «от рода же ни Княжеска, ни Вельможеска, но от простых людей».
Княгиня Ольга
После гибели Игоря 945 г. сын Игоря – Святослав – был в это время еще ребенком, и, таким образом, княгиня Ольга стала фактически правительницей всей земли Русской. Следуя традиции кровной мести, она жестоко отомстила древлянам за смерть мужа. В «Повести временных лет» дается описание государственной деятельности княгини. В отличие от Игоря, взимавшего дань произвольно, по сути дела, Ольга провела первую в истории Древнерусского государства налоговую реформу. В 946 г. она ввела фиксированный размер дани - уроки , порядок ее сборов и их систематичность, что способствовало укрепле-нию княжеской власти на подвластных территориях. Летопись упоминает об организации Ольгой становищ и по-гостов , которые впоследствии становятся администрати-вными центрами государства.
Экономическое укрепление, последовавшее за админи-стративными реформами княгини Ольги, способствовало повышению политического веса Киевской Руси в между-народных отношениях. Закрепить это новое положение своего государства Ольга решила приобщением к христианской вере. Причем княгиня стремилась получить крещение именно из рук византийского патриарха и именно в столице империи – Константинополе, так как это повышало престиж внутри Руси и за ее пределами. Согласно летописи, Ольга была первой княгиней, принявшей христианство . Видимо, это произошло в 955 г. в Константинополе. Она вернулась в Киев со священником, что способствовало дальнейшему распространению христианской религии в русских землях, создавало предпосылки для принятия христианства в восточном варианте. В эпоху, когда война была главным средством решения политических споров, Ольга стремилась к международному признанию без применения силы. В период ее правления Русь не воевала ни с одним из соседних государств.
Святая равноапостольная княгиня Ольга. Современная икона
Поездка в Константинополь Обратимся к имеющимся в нашем распоряжении документам. Достоверно известно, что киевская княгиня ездила в Константинополь во времена императора Константина Багрянородного, причем в период его единоличного правления, то есть после отстранения от власти Романа Лакапина и его сыновей (945—959 гг.). Константин оставил подробное описание приема Ольги при византийском дворе. Ольга была язычница, но имя Бога Вседержателя уже славилось в Киеве. Она захотела стать христианкою и сама отправилась в столицу империи и Веры греческой. Там патриарх был ее наставником и крестителем, а Константин Багрянородный - восприемником от купели. Наставленная в святых правилах христианства самим патриархом Ольга возвратилась в Киев. Император, по словам летописца, отпустил ее с богатыми дарами и именем дочери, но кажется, она вообще была недовольна его приемом. Княгиня, воспаленная усердием к новой Вере своей, спешила открыть сыну заблуждения язычества, но юный, гордый Святослав не хотел внимать ее наставлениям.
Святая равноапостольная великая княгиня Ольга вступает в храм Святой Софии. Константинополь