Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Методист кафедры управления образованием ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО» Пушнова Ю.Б.
1 раздел «Цели и задачи духовно- нравственного развития». Цель - воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина. Формирование личностной культуры. Формирование социальной культуры. Формирование семейной культуры.
2 раздел «Ценностные установки духовно-нравственного развития» Источники нравственности. Патриотизм. Гражданственность. Социальная солидарность. Семья. Личность. Труд и творчество. Наука. Традиционные религии. Искусство и литература. Природа. Человечество.
3 раздел «Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития» Воспитание основных человеческих ценностей. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Воспитание отношения к труду, жизни. Ценностное отношение к здоровью. Отношение к природе. Чувство прекрасного, формирование эстетического идеала.
4 раздел «Содержание духовно-нравственного развития и воспитания». Особенности развития современного школьника. Ориентация на идеал. Принцип следования нравственному примеру. Принцип идентификации. Принцип диалогического общения. Полисубъектность воспитания. Системно-деятельная организация.
5 раздел. Совместная деятельность ОУ, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию». Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей). Взаимодействие с общественными и религиозными организациями, молодежными движениями. Взаимодействие семьи и ОУ.
6 раздел «Планируемые результаты духовно-нравственного развития». 1. Приобретение социальных знаний. (Воспитание приближено к обучению). 2. Позитивное отношение к базовым ценностям общества, ценностного отношения к реальности. 3. Самостоятельное общественное действие. (Участие в нравственно- ориентированной социально значимой деятельности).
Модель выпускника. Первый уровень навыков. Приобретение знаний о национальных ценностях и приоритетах. Первичное осознание себя в социуме(семья, школа, государство). Формирование в себе модели идеала. Разграничение положительной и отрицательной модели поведения. Опыт взаимодействия с учителем и одноклассниками на основе полученных навыков общения.
Задачи учителя на первом этапе: Трансляция знаний, интеллектуального и социального опыта. Осознание первичных навыков духовности, морали.
Второй уровень навыков. Применение полученных знаний в общении с учителем и одноклассниками. Общение на уровне образовательного учреждения и семьи. Практическое подтверждение или отрицание полученных знаний. Навык оценивания знаний в практике общения. Опыт личного переживания полученной информации. Опыт самостоятельного действия. Опыт сосуществования с адекватным, соответствующим себе социумом.
Задачи учителя на втором этапе: Создание в классном коллективе обстановки, закрепляющей полученные детьми знания, поддержание положительного имиджа сформированного идеала, организация учебного процесса и внеклассной работы, способствующей духовно-нравственным приобретениям. Взаимодействие с семьей для единства требований и методов воспитания.
Третий уровень навыков. Закрепление опыта самостоятельного действия. Формирование общественного и индивидуального самосознания. Осознание понятия «свободы». Опыт взаимодействия с социальной средой за пределами образовательного учреждения и семьи. Расширение зоны самостоятельного общения. Опыт осознания базовых национальных ценностей как собственных. Развитие нравственного самосознания.
Третий уровень навыков Закрепление полученного нравственного идеала. Формирование позитивного отношения к жизни, доверия и милосердия к людям. Трансляция приобретенных знаний и опыта в социальную среду. Изменение социальной среды, путем трансляции приобретенных знаний.
Литературное чтение: формирование активного осознания смысла учения; укрепление нравственного самосознания (совести); формирование основ морали, определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, допустимом и недопустимом.
рекомендации Примеры из русской и зарубежной литературы, формирующие определенные качества личности: милосердие, честность, щедрость души, целеустремленность, патриотизм, самопожертвование, коллективизм и т.д.
Окружающий мир. Раздел «История»: формирование основ гражданской идентичности; воспитание чувства патриотизма пробуждение веры в будущее России; осознание личной ответственности за судьбу Отечества.
рекомендации Позитивные примеры из русской истории, формирующие гордость за Отечество, активную позицию по отношению к агрессии против Родины. Личности русской истории (святые земли Русской, полководцы, государственные деятели), соответствующие идеальному образу человека.
Окружающий мир. Раздел «Обществознание»: формирование патриотизма и гражданской солидарности; формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результат;
Окружающий мир. Раздел «Обществознание»: формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения; уважение к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.
рекомендации Воспитание социальной солидарности через раскрытие традиционных гражданских приоритетов: свободы личной и национальной, уважения и доверия к людям, институтам государства. Демонстрация государственных символов России: флага, герба, гимна.
Понятия правового государства, свободы совести. Формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям.
Русский язык: воспитание ценностного отношения к своему национальному языку.
рекомендации Обучающие тексты, содержащие ориентацию на формирование уважения к национальным ценностям.
Окружающий мир. Раздел «География»: осознание ценности человеческой жизни в содружестве с природой; эстетическое, эмоционально-нравственное отношение к природе.
рекомендации Изучение географии России, с точки зрения природных богатств, экологических проблем, формирующих бережное отношение к родной природе. Знакомство с нормами экологической культуры, участие в экологических инициативах, проектах. Личное участие в природоохранной деятельности
Физическая культура: приобретение личного опыта здоровьесбережения; осознание роли физической культуры и спорта в жизни человека; знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, рекламы, телевидения на человека.
рекомендации Формирование ценностного отношения к своему здоровью, здоровью близких. Знания о пагубном воздействии на здоровье человека вредных привычек (табакокурения, наркотиков, алкоголя).
Музыка, ИЗО, мировая художественная культура. Через знакомство с фольклором народов России, культурным творческим наследием формируется навык видеть красоту в окружающем мире. Создаются условия первых эстетических переживаний, мотивация к творческой самореализации.
Цель: Воспитание ценностного отношения к родной культуре. Укрепление нравственности, основанной на духовных отечественных традициях. Принятие базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций. Формирование эстетических потребностей и чувств. Формирование способности к духовному развитию. Уважение к народному творчеству.
Задачи эстетического воспитания. В учебной деятельности: Раскрытие духовных основ отечественной культуры. Формирование эстетических идеалов. Знакомство с художественными ценностями. Обучение видеть прекрасное вокруг себя.
Виды деятельности: Введение курса «Краеведение». Элективные курсы по истории и культуре родного края. Применение теоретических знаний об искусстве на практике (предмет «ИЗО», «Музыка», «Технология»). Знания о стилях одежды (дресс-код школьника). Участие в олимпиадах и творческих конкурсах.
Задачи эстетического воспитания. Во внеучебной деятельности: Воспитание у школьников чувства прекрасного, развитие творческого мышления. Раскрытие творческих способностей. Формирование эстетического вкуса. Понимание значимости искусства в жизни каждого человека.
Виды деятельности: Фольклорные праздники. Творческие конкурсы. Встречи с представителями творческих профессий. Посещение театров, музеев. Экскурсии к художественным памятникам города, области. Участие в творческих объединениях. Фестивали художественного творчества. Беседы о прочитанных книгах, просмотренных фильмах.
Внеклассная и внешкольная воспитательная работа. реализация творческого потенциала в учебно-игровой деятельности на основе общепринятых нравственных установок и моральных норм; развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата. осознание приоритета нравственных основ труда, творчества.
рекомендации Воспитание ценностных установок духовно-нравственного развития. Самореализация в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно-полезной деятельности;