Проектный метод в образовании дошкольников
Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как на «саморазвивающуюся систему», при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей. Большинство педагогов осознают необходимость развития каждого ребенка как самоценной личности. Однако специалисты затрудняются в определении факторов, влияющих на успешность продвижения ребенка в образовательном процессе. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.
Тема – то, что мы узнаем Проект – то, что мы делаем
Выбор темы Темы проектов могут быть самыми различными. Более успешен будет тот проект, который предложен детьми и основан на их интересах.
Алгоритм тематического планирования
Классификация проектов Профессор Коллингс предложил следующую классификацию проектов: «игровые» — детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения); «экскурсионные», направленные на изучение окружающей природы и явлений общественной жизни; «повествовательные», при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной (песня), художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) формах; «конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, приготовление завтрака, устройство клумб.
Классификация проектов
ВИДЫ ПРОЕКТОВ Информационные Обобщение информации по теме: викторина, «Поле чудес», «Клуб знатоков», КВН На основе индивидуальной деятельности Персональная выставка «Звезда недели» Работа в малых группах коллажи, книжки-самоделки Коллективная деятельность досуг, праздник, большой макет
Проекты - практические действия, направленные на изучение подразделов темы, на приобретение новых знаний и навыков деятельности
ВЫСТАВКИ «БАБУШКИНЫ КУКЛЫ» «ОСЕННИЙ ЛИСТ»
ПРАЗДНИКИ ПРОЕКТ «СКАЗКА» ПРОЕКТ «КОШКИ»
МАКЕТЫ «ДОМ МОЕЙ МЕЧТЫ» «ЧТО ЖЕ ТАКОЕ РОДИНА?»
МОДЕЛИ «МАШИНЫ » «ЧАСЫ»
СЫРНЫЙ ДЕНЬ, СЫРНЫЙ ЧАС И ПРОЕКТНЫЙ СЫР У НАС!
Особенности использования метода проектов в работе с детьми дошкольного возраста 1. В проекте принимают участие дети, родители, педагоги; 2. Продолжительность проекта зависит от степени заинтересованности в нем большинства детей в группе (степень этой заинтересованности определяется воспитателем); 3. Такой способ работы подходит для детей от четырех лет и старше; 4.Наиболее эффективный способ разработки тематических проектов связан с использование модели «трех вопросов»
«Модель трёх вопросов»
Системная паутинка по проекту
Таким образом, проект- это "пять П": - Проблема Проектирование (планирование) Поиск информации Продукт Презентация и анализ Шестое "П" проекта - это его портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.
«1 П» - постановка цели Основная цель использования проектов – разнообразить работу с детьми, за счет различных форм совместной деятельности вовлечь родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепляя заинтересованность в сотрудничестве с детским садом.
«2 П» – планирование
«3 П» – поиск информации определить объем и характер информации по теме проекта в соответствии с возрастом и интересами детей группы обратиться за рекомендациями к специалистам детского сада и других организаций вовлечь детей и родителей к поиску информации, практических материалов, участию в различных мероприятиях.
«4 П» - продукты проектов
«5 П» - презентация проектов Паспорт проекта: Название проекта Вид проекта Сроки проведения Возраст детей Продукты проекта – оформленные в альбомы, папки, фотоальбомы, газеты и другое
Презентация Кратко, достаточно полно и лаконично рассказать о постановке и решении задач проекта; Продемонстрировать понимание проблемы проекта, выбранный путь решения; Проанализировать ход решения и продемонстрировать найденное решение; Проанализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом; Провести самоанализ результативности решения проблемы, успешности работы над проектом; Речь должна быть четкой, эмоциональной, органично сопровождаться демонстрацией наглядного материала.