РАЙОННОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ
Концепция как методологическая основа ФГОС Нормативная основа Концепции Конституция РФЗакон РФ «Об образовании»ежегодные послания Президента России Федеральному Собранию РФ
КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕН-НОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Концепция как методологическая основа ФГОСКонцепция определяет:характер современного национального воспитательного идеалацели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи систему базовых национальных ценностейосновные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Концепция как методологическая основа ФГОСКонцепция формулирует социальный заказ современной школе как систему общих педагогических требованийкак систему фундаментальных социальных и педагогических понятий
Концепция как методологическая основа ФГОСОпределен Концепцией национальный воспитательный идеал – гражданин Россиивысоконравственныйтворческийкомпетентный патриотосознающий ответственность за настоящее и будущее своей страныпридерживающийся духовных и культурных традиций народа РФ
Концепция как методологическая основа ФГОСКонцепция определяет задачи духовно-нравственного развития и воспитания в сфереличностного развитияобщественных отношенийгосударственных отношений
Характер организации воспитательного процесса Духовно-нравственное развитие представляет собой процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов.Духовно-нравственное развитие личности россиянина в границах общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного принятия школьником ценностей:семейной жизни; культурно-регионального сообщества; культуры своего народа, компонентом которой может быть система ценностей одной из традиционных российских религий; российской гражданской нации; мирового сообщества.
Духовно-нравственное развитие личности начинается в семье. Более высокая ступень духовно-нравственного развития россиянина — принятие культуры и духовных традиций народа или народов, в среде которых он родился и продолжает жить. Следующая ступень развития гражданина - осознанное принятие школьником традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края. Ступень российской гражданской идентичности достигается в процессе развития личности, ее духовно-нравственного, гражданского, патриотического воспитания. Россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства российских народов, осознающий их значимость, особенности и единство в судьбе России
Концепция как методологическая основа ФГОС Базовые национальные ценности, определенные Концепциейпатриотизмсоциальная солидарностьгражданственностьсемьятруд и творчествонаукатрадиционные российские религииискусство и литератураприродачеловечествоОсновные принципы организации духовно-нравственного воспитаниянравственный пример педагогасоциально-педагогическое партнерствоиндивидуально-личностное развитиеинтегративность программ духовно-нравственного воспитаниясоциальная востребованность воспитания
Система воспитательной работы Духовно-нравственное развитие российских школьников в общеобразовательной школе обеспечивается программами воспитания и социализации. Их может быть восемь, в соответствии с теми источниками человечности, которые были определены выше:1. ПАТРИОТИЗМ; 2. СОЦИАЛЬНАЯ СОЛИДАРНОСТЬ; 3. ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ; 4. ТРАДИЦИОННЫЕ РОССИЙСКИЕ РЕЛИГИИ; 5. СЕМЬЯ; 6. ТРУД И ТВОРЧЕСТВО; 7. ПРИРОДА И ИСКУССТВО; 8. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО.
Целостное воспитательное пространство общеобразовательной школы структурируется множеством воспитательных программ и подпрограмм. Каждая воспитательная программа (подпрограмма) осуществляется по пяти направлениям:1. Урочная деятельность2. Внеурочная деятельность (культурные практики)3. Внешкольная деятельность (социальные и культурные практики) 4. Семейное воспитание5. Изучение культурологических основ традиционных российских религий.
Урочная деятельность Воспитательные программы и содержащиеся в них воспитательные задачи должны быть интегрированы в содержание учебных предметов. На учебное содержание необходимо смотреть не только со стороны традиционных дидактических принципов (научности, системности, последовательности и т.д.), не менее важными являются принципы культуросообразности, культурогенеза, ценностной ориентации образования, нравственного развития личности. Система базовых национальных ценностей не только отражается в содержании обучения, но и сама оказывает существенное влияние на его организацию. Учебная деятельность формирует когнитивный компонент российской идентичности.
Внеурочная деятельность Базовые ценности должны быть отражены в содержании внеурочных воспитательных мероприятий: праздников, викторин, выставок, дискуссий, игр и т.д., — а также в деятельности кружков, секций, клубов и других форм дополнительного образования. Основной педагогической единицей внеурочной деятельности является культурная практика — организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором расширяет их опыт конструктивного, творческого поведения в культуре.
Внешкольная деятельность Внешкольные мероприятия: экскурсии, разнообразные десанты, сборы помощи, благотворительные, экологические, военно-патриотические мероприятия, учебные бизнес-мероприятия, полезные дела и т.д. — организуются в пределах целостного, социально-открытого образовательного пространства.
Семейное воспитание Интеграция воспитательных усилий семьи и школы имеет приоритетное значение на ступени начального общего образования. Школа и семья должны создавать целостное пространство духовно-нравственного развития младшего школьника. На последующих ступенях общего образования эта связь сохраняется, но на первый план выходят воспитательные отношения школы и социума. Процессы школьного и семейного воспитания необходимо синхронизировать организационно и содержательно. Взаимодействие семьи и школы содействует духовно-нравственному развитию и гражданскому воспитанию не только школьников, но и их родителей
Изучение культурологических основ традиционных российских религий Приобщение к культурологи-ческим и историческим основам российских религий рассматривается как важный вариативный компонент программ воспитания и социализации школьников. Обязательным требованием изучения определенной традиционной российской религии является сохранение целостного воспитательного пространства общеобразова-тельной школы.
Спасибо за внимание!