Концепция духовно-нравственного воспитания и развития По материалам пособия «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (М.: Просвещение, 2009 г.)
«Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений». Из посланий Президента России Федеральному собранию РФ (2007, 2008 г.г.)
Ценности личности Неформальные сообщества Трудовой и иные коллективы Средства массовой информации
Концепция определяет характер современного национального воспитательного идеала цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Национальный воспитательный идеал На новом этапе развития Российской Федерации, при определении современного национального воспитательного идеала необходимо в полной мере учитывать: преемственность современного национального воспитательного идеала по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых эпох; духовно-нравственные ценности, определенные в соответствии с действующим российским законодательством; внешние и внутренние вызовы, стоящие перед Россией.
Национальный воспитательный идеал Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Духовно-нравственное развитие и воспитание Сфера педагогической ответственности в этом процессе определяется следующими положениями: усилия общества и государства направлены сегодня на воспитание у детей и молодежи активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну; общее образование, выстраивающее партнерские отношения с другими институтами социализации, является основным институтом педагогического воздействия на духовно-нравственное развитие личности гражданина России. При этом основным субъектом, реализующим цели духовно-нравственного развития и воспитания, определяющим непосредственные пути и методы их достижения на основе опыта и традиций отечественной педагогики, собственного педагогического опыта, является педагогический коллектив общеобразовательного учреждения; содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, деятельность педагогических коллективов общеобразовательных учреждений должны быть сфокусированы на целях, на достижение которых сегодня направлены усилия общества и государства.
Духовно-нравственное развитие и воспитание Духовно-нравственное развитие гражданина России в рамках общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия обучающимся ценностей: семейной жизни; культурно-регионального сообщества; культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей традиционных российских религий; российской гражданской нации; мирового сообщества.
Базовые национальные ценности
Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания
Концепция духовно-нравственного воспитания и развития