Коммуникативная компетентность педагогов Подготовила Евдокимова О.С., педагог-психолог СОШ № 4
Главной сегодняшней задачей образования взрослых является производство компетентных людей – людей, которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях… М. Ноулз
Под коммуникативной компетентностью понимается способность устанавливать и поддерживать необходимые, вытекающие из стоящих задач и определяемые ими контакты с другими людьми.
В состав компетентности включают некоторую совокупность знаний, умений и навыков, которые обеспечивают эффективное протекание процесса общения. Коммуникативные знания представляют собой обобщенный опыт человечества, отражение в сознании людей коммуникативных ситуаций в их причинно-следственных связях. Коммуникативные умения — это комплекс действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности и позволяющих ей творчески использовать коммуникативные знания. Коммуникативные навыки - автоматизированные компоненты сознательных действий, способствующих быстрому и точному отражению коммуникативных ситуаций.
В основе коммуникативной компетентности лежит не просто владение языком и другими кодами общения, а особенности личности индивида в целом, в единстве его чувств, мыслей и действий, которые развертываются в конкретном социальном контексте
Признаки людей с высокой коммуникативной компетентностью: — быстрая, своевременная и точная ориентировка в ситуации и в партнерах; — стремление понять другого человека в контексте ситуации; — установка в контакте не только на дело, но и на партнера; — уверенность в себе, адекватная включенность в ситуацию; — владение ситуацией, гибкость, готовность проявить инициативу в общении или передать ее партнеру; — большая удовлетворенность общением; — умение эффективно общаться в разных статусно-ролевых позициях, устанавливая и поддерживая требуемые рабочие контакты независимо, а иногда и вопреки сложившимся отношениям; — высокий статус и популярность в коллективе; — умение организовать дружную совместную работу; — способность создавать благоприятный климат в коллективе.
Коммуникативный стиль личности — совокупность привычных для нее способов и средств установления и поддержания контактов с окружающими в различных формах взаимодействия: беседах, переговорах, дискуссиях, спорах, а также в различных ситуациях общения — в выработке идей, принятии и формулировке решений, преодолении конфликтов.
Стиль синергический (от греч. Synergeia — сотрудничество, содружество) отличается тем, что личность своей манерой взаимодействия с партнерами, способствует объединению и увеличению эффективности совместной деятельности. Стиль нонсинергический: личность не может или не хочет содействовать успеху совместного труда. Она занимает позицию отстраненного наблюдателя, воздерживается проявлять инициативу, не демонстрирует соучастие в процессе. Стиль антисинергический: активные деструктивные формы поведения личности при взаимодействии с партнерами. Личность наносит вред деятельности тем, что обычно демонстративно противопоставляет себя большинству, либо конфликтует сама, либо провоцирует конфликты между партнерами.
Стиль антисинергический: активные деструктивные формы поведения личности при взаимодействии с партнерами. Личность наносит вред деятельности тем, что обычно демонстративно противопоставляет себя большинству, либо конфликтует сама, либо провоцирует конфликты между партнерами. — соблюдение норм субъектных отношений. — поддержание свободного обмена идеями и оценками. — конструктивная и доброжелательная критика. — стимулирование инициативы партнеров, — соблюдение норм партнерской этики. — положительное восприятие, умение открыто радоваться успехам партнеров и общим достижениям. — способность «играть в команде», — демонстрация высокого уровня коммуникативной толерантности.
Формы работы педагога, направленные на повышение коммуникативной компетентности учащихсяБеседы Классные часы Деловые, социально-педагогические игры Круглые столы Дискуссии, диспуты Ток-шоу и др.
Темы занятий для учащихся: Как решать конфликтные ситуации? (Стратегии поведения в конфликтных ситуациях) Как выступать публично? (Развитие навыков публичных выступлений) О чем говорит нам язык жестов? Давайте познакомимся, или Навыки самопрезентации Толерантность Учимся общаться (развитие навыков эффективного общения)
Ваша судьба в ваших руках, меняйте себя, и вы измените окружающий мир. Ф. Ларошфуко
Спасибо за внимание!