Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Концепция является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования
Концепция определяет характер современного национального воспитательного идеалацели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежисистему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерацииосновные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Социальный заказ образованию устанавливается в следующей системе фундаментальных социальных и педагогических понятий, а также отношений между ними: нациянациональное государствонациональное самосознание (идентичность)формирование национальной идентичностипатриотизмгражданское обществомногообразие народов и культурмежэтнический мир и согласиесоциализацияразвитиевоспитаниенациональный воспитательный идеалбазовые национальные ценностидуховно-нравственное развитие личностидуховно-нравственное воспитание личности гражданина России
Структура концепции Национальный воспитательный идеалЦели и задачи духовно-нравственного развития и воспитанияДуховно-нравственное развитие и воспитаниеБазовые национальные ценностиОсновные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания
Национальный воспитательный идеал Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации
Цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания
В сфере личностного развития воспитание должно обеспечить готовность и способность к духовному развитию, самооценке, пониманию смысла своей жизни;готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности;укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях;
В сфере личностного развития воспитание должно обеспечить формирование морали как осознанной личностью необходимости определенного поведения;развитие совести, способности формулировать собственные нравственные обязательства;трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм;осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни;укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлым.
В сфере общественных отношений осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;осознание безусловной ценности семьи;бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода;законопослушность;духовная, культурная и социальная преемственность поколений.
В сфере государственных отношений формирование мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни;укрепление и совершенствование демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления;повышение доверия к государственным институтам;повышение эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны;укрепление национальной безопасности.
Духовно-нравственное развитие и воспитание Духовно-нравственное развитие гражданина России в рамках общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия обучающимся ценностей:семейной жизни;культурно-регионального сообщества;культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей традиционных российских религий;российской гражданской нации;мирового сообщества.
Базовые национальные ценности патриотизмсоциальная солидарностьгражданственностьсемьятруд и творчествонаукатрадиционные российские религииискусство и литератураприродачеловечество
Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания нравственный пример педагогасоциально-педагогическое партнерствоиндивидуально-личностное развитиеинтегративность программ духовно-нравственного воспитаниясоциальная востребованность воспитания
Нравственный пример педагога Повысить государственный и социальный статус педагога, уровень его материального обеспечения.Учитель должен стать уважаемым в обществе человеком, а педагогическая профессия должна быть престижной для молодежи.
Социально-педагогическое партнерство Необходимо выстраивать партнерские отношения с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, путем согласования социально-воспитательных программ ОУ и иных субъектов социализации.
Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, его состояния и качества внутренней жизни.