Сказкотерапия как инновационная технология духовно-нравственного воспитания средствами авторской сказки «Сказка лечит, сказка греет, сказка учит жить…» Л.Д.Короткова
Опыт работы учителя начальных классов МОУ «Соболевская средняя школа» Елиной Ольги Михайловны
Задачи:Воспитание ума - это значит уметь:Различать добро и зло;-решать проблемы;-предвидеть результаты своего выбора;-понимать связь между поведением человека и его последствиями для самого человека, других людей и потомков.Воспитание чувств:-любовь к человеку и окружающему миру;-совестливость и порядочность;-умение прощать и не помнить зла;-сопереживание, сочувствие;-патриотизм;-смирение и терпение;-уважение родителей;-мужество, справедливость.«Цель сказки – воспитывать в ребёнке человечность…» К.Чуковский
Используя приёмысказкотерапии, педагог получает возможностьснять эмоциональную напряжённость, возбуждённость, тревожность, агрессивность, недоверие к себе и другим, помочь ребёнку обрести уверенность.Роль педагога:Умение понимать истинный смысл ответов детей;Проявить сострадание, сочувствие к ребёнку;Быть наблюдательным;Осторожность в словах и суждениях;Умение любить ученика;
Методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы. Литература:Л.Д.КоротковаСказкотерапия в школе.Методическиерекомендации-М.;2006.Л.Д.КоротковаСказкотерапия длядошкольниковмладшего школьного возраста. –М.; ЦГЛ 2003.
Короткова Л.Д.Духовно-нравственное воспитание средствами авторских сказок.Методическое пособиеМ.;ЦГЛ,2006.
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами авторской сказки.Монография-М;ЦГЛ, 2006.Короткова Л.Д.
Индивидуальная –это прежде всего работа в семье. Чтение, поделки, иллюстрирование сюжетов, обыгрывание и т.д.Групповая- используется с подгруппой детей (5-7 человек). Чтение, разыгрывание сказки, обсуждение, «оказать герою помощь» и т. П.Фронтальная – используется на традиционных занятиях с детьми, где читается литературное произведение, а затем проводится запланированная работа: беседа по вопросам; речевая зарядка; развитие мышления и воображения,иллюстра- ции, поделки, проигрывание. ФОРМЫ РАБОТЫ
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ Объяснительно-иллюстративный.Проблемно-поисковый.Эвристический.ПрактическийИгровой.
После чтения сказки обсудить поступки героев, сами ситуации и т.д.Рисунки по мотивам сказки или поделки из природного материала.Выявление причинно-следственных связей в сказке: почему герой поступил так.Проигрывание эпизодов сказки, «сыграть» эмоции героев и понять их.Проигрывание вариантов решения ситуаций.ПРИЁМЫ РАБОТЫ Приёмы работы со сказкой могут зависеть от цели работы
программа Цели программы:Дать ребёнку возможность:Почувствовать и осознать своё место и свою нужность в этом мире, свою необходимость для близких людей;Понять душевную и духовную связь с родителями, учиться их понимать, уметь сопереживать близким людям;Развивать в себе духовно- нравственные качества;Духовно-нравственное воспитание средствами авторской сказки.Короткова Л.Д.
Развивать в себе духовно-нравственные качества;Снизить уровень тревожности, агрессивности, страхов, «нелюбимости», чрезмерной обидчивости и приступов отчаяния при встречи с трудными жизненными ситуациями ;Видеть смысл в повседневной жизни;Ощутить связь и зависимость между своим поведением и отношением окружающих;Ощутить единство с живыми существами окружающей природы;Учиться управлять своими эмоциями, преодолевать негативные черты в своём поведении;Воспитывать доброе, бережное отношение к своей и чужой душе, не забывая, что слово «экология» относится и к ней.
Сказка – для светлого ума закваска.«Три денежки», «Катюшкина краюшка» 2часа Семья – семь я.«Поминальный блинок», «Висляткин ключ», «Клад большой – семейный покой», «Фёкла – Грязный хвост» 7часов Всякому человеку разбогатеть хочется, да не всякому можется.«Поминальный блинок», «Бабкина шкатулочка», «Богатство даром не даётся», «Висляткин ключ» 5часов Чем я могу помочь близким.
«На всякий случай», «Призван для вразумения», «Одинокие сердца друг к дружке тянутся», «Чужое взять – своё потерять» 12часов Тень и свет в жизни человеческой.«Шурик-поросёнок», «Телячий остров», «Берёзкин дом» 5часов Емелина неделя.«Серебристый туман», «Найда», «И по телу дрожь, и из памяти не сотрёшь», «Фёкла – грязный хвост» 8часов Родительский дом – начало начал.
«Поминальный блинок», «Эх, позёмушка – позёмка», «Катюшкина краюшка», «Клад большой – семейный покой» 7часов Бережёного Бог бережёт.«У тихой заводи», «Долги хуже грехов», «Фёкла – грязный хвост», «Телячий остров» 10часов Экология природы – экология души.«Призван для вразумления», «Две ужинки», «Чужое взять – своё потерять», «Лодчонка – самоплавка» 11часов
«Страшные сказки»Страх как ответная реакция на опасность бывает разной, в авторской сказке легко отыскать различные способы разрешения трудных и страшных ситуаций, которые подсказывают ребёнку, как можно поступить.«И по телу дрожь, и из памяти не сотрёшь»;«У тихой заводи»;«Поминальный блинок»;«Лодчонка – самоплавка»;«Фёкла – Грязный хвост»;«Призван для вразумления»;«Бережёного Бог бережёт».
Почему ребёнок поступает так?«Серебристый туман»«3 рубля,28 копеек с полушкою»«Катюшкина краюшка»«Сарафан со смородинными веточками»«Три денежки»«Грязные деньги»«Чужое взять себя потерять»«Пустой человек»«Ждёшь короны золотой, а там лишь хвост с чешуёй»«Шурик – поросёнок»«Чистый родник»
Желает привлечь к себе внимание!«Висляткин ключ»«Стоющее лечение» Желает отомстить за что-то взрослому!«Иная месть не убережёт честь»«Сёмка Мокрый»«Оторви да брось»«Возле всякого плетня не посадишь кабеля»«Конфеты в блестящих обёртках»
«Деньги и власть – не всегда всласть»«Серебряные часы со звоном»«Рождественское чудо»«Ждёшь короны золотой – а там лишь хвост с чешуёй»«Кочан капусты»«Такая жуткая история»«Яркая ленточка»Желает власти над родителями и сверстниками
«О плохом мечтать – счастья не видать»«Фёкла – Грязный хвост»«Чужой оговор для души не в укор»«Телячий остров»«На всякий случай»Желает избежать неудачи
Работа со сказкой.Цели: 1-й этап.Способствовать, опираясь на метафоры сказки, оценочному отношению детей к своему поведению в природе;Воспитывать любовь, уважение к природе, способствовать пониманию средств и способов охраны родного края.ФОРМА РАБОТЫ: фронтальная со всеми детьми класса.ИСПОЛНИТЕЛЬ: учитель.Л.Д.Короткова «А то бы так обормо-том и жил…»
2-й этап.Цели:Способствовать устранению выявленных у детей затруднений личностного и поведенческого плана путём проигрывания эпизодов сказки;Добиваться частичного перенесения страхов и чувства незащищённости на поделки, выполненные руками детей. ФОРМА РАБОТЫ:Групповая. Участники – дети эгоистичные, с завышенной самооценкой, конфликтные в отношениях со сверстниками, а также робкие, с заниженной самооценкой. ИСПОЛНИТЕЛЬ: психолог.
СОДЕРЖАНИЕ:Чтение сказки с показом иллюстраций картин родной природы, леса и его обитателей, беседа по содержанию сказки.
Вопросы по содержанию сказки:1.Почему Матвейка оказался в лесу на поляне, похожей на хорошо знакомую?2.Кого напомнила Матвейке женщина, которую он встретил в лесу? Почему?3.Как понять слова: «Одна тропинка, да ещё такая, по какой не всякий пройти сможет?»4.Какие трудности ожидали Матвейку по дороге домой?5.Как удалось Матвейке пройти этот путь?6.Кем видел себя Матвейка в этом странном сне?7.Что помешало мальчику спихнуть брата с постели?8.Что значит причинить боль другим?
Нравственный урок:Всё познаётся в сравнении.Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.Воспитание добрых чувств:Для чего Мать Сыра Земля отправила Матвейку по этой тропинке?За что был так наказан мальчик?Речевая зарядка:Как понимаете выражение «светлая душа»?Расскажи, что больше всего запомнилось в сказке?Как иначе можно назвать эту сказку?Что бы случилось, если бы Матвейка остался в лесу деревом?
ПСИХОГИМНАСТИКА:Ты – солнышко! Тебя закрыла туча. Нахмурься, покажи, как ты на неё сердишься!Туча ушла, улыбнись всему миру: травке, листочкам, муравью.А вот Матвейка – неслух. Погрози ему пальчиком.Солнышко устало светить целый день. Отдохни!Ложись на облачко, укройся им и поспи.Испугайся, уже ночь, а ты проспало! Нет, ещё день! Вздохни с облегчением. Подари лучи зайчатам, ребятам.
Развитие мышления и воображения:Как понимать выражение : «Всё у Матвейки перевернулось в душе в этот день»?Какие ещё испытания мог встретить Матвейка?За что он расплачивался?Придумай , кем бы ещё мог увидеть себя Матвейка.Сказка и экология:Кто такая Мать Сыра Земля и как бы ты её нарисовал?Почему нужно беречь и охранять природу?Что нового вы узнали о лесе и его обитателях?Как можно беречь и охранять лес?
Вопросы к Земле:Почему на Земле так много грустных деревьев?Какая боль сильнее: тела или души? Итог урока: А сейчас мы с вами попадём в сказку и встретимся с Матерью Землёй на её поляне. Она покажет вам тропинку, как выйти из этого леса. Но каждый из вас пройдёт её по-своему. Вот тропинка, нарисуйте, как вы идёте по ней.В жизни главное понять свои ошибки и не делать их больше. Пусть следующая тропинка будет для вас лёгкой!
СКАЗКА Л.Д.КОРОТКОВОЙ«ТРИ ДЕНЕЖКИ»
Ребята с огромным удовольствием выполняют поделки из природного материала, аппликации из бумаги. Любят коллективные работы.
Л.Д.Короткова «Как потрудились – так и наградились» НРАВСТВЕННЫЙ УРОК.Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.Видно птицу по полёту.ВОСПИТАНИЕ ДОБРОТЫ.Справедливо ли были награждены девушки?Кто вам симпатичнее?
Награда для Дуняшки и для Наташки. Поделки из природногоМатериала.По делам и награда…
Л.Д.Короткова проводит мастер –класс.