«Что за прелесть эти сказки» Литература5 класс
Задачи: закрепление знаний о сказке как особом жанре;знакомство с приемами сюжетосложения; знакомство с литературоведческими понятиями; обучение приемам сочинительства сказок; развитие связной речи, развитие творческого потенциала школьников; воспитание культуры общения, совместного творчества
Содержание Высказывания о сказкахСказка как жанр устного народного творчестваКлассификация сказокВолшебные сказкиБытовые сказкиСказки о животныхПризнаки волшебных сказокКомпозиция сказкиСюжет волшебных сказокСказочные композиционные элементыПрисказкиЗачиныКонцовкиГерои волшебных сказокПомощники положительных героевОсобенности сказочного языкаИспользованная литература
Высказывания о сказках «…Русские песни, предания, пословицы, …наконец русские сказки – без сомнения заслуживают большого внимания: они память нашего давно минувшего, они – хранилище русской народности». Н.А.Некрасов«…Уже в глубокой древности люди мечтали о возможности летать по воздуху, об этом говорят нам легенды о Фаэтоне, Дедале и сыне его - Икаре, а также сказка о «ковре-самолёте».Мечтали об ускорении движения по земле – сказка о «сапогах-скороходах»…мыслили о возможности прясть и ткать в одну ночь огромное количество материи, о возможности построить в одну ночь хорошее жилище, даже «дворец», то есть жилище, укреплённое против врага; создали прялку, одно из древнейших орудий труда, примитивный ручной станок для тканья и создали сказку о Василисе Премудрой». А.М.Горький
Сказка –ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок А.С. Пушкин
Сказка учит смелости, доброте и всем другим хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести.
Сказка как жанр устного народного творчества «Сказка – складка (вымысел), а песня – быль…От слова «складывать».Подчёркнутая, сознательная установка на вымысел. В фантастике, как в зеркале, отразилась жизнь народа и его характер. (Аксаков)
Классификация сказок
Волшебные сказки Волшебные сказки – особый вымысел. Ни одна волшебная сказка не обходится без чудесного действия, без вмешательства то злой, то доброй сверхъестественной силы. Она имеет мифологическое происхождение: в ней находят отражение тотемические (некоторые герои рождаются от животных или превращаются в них), анимистические (олицетворяются, например, водная стихия, Солнце, Месяц; наоборот – герои превращаются в камни), магические (волшебное зелье, волшебное слово) представления древнего человека.
Бытовые сказки Бытовую сказку называют еще социально-бытовой, сатирической или новеллистической (от слова новелла). Появилась она гораздо позднее волшебной. Новеллистическая сказка точно передает быт, обстоятельства народной жизни. В волшебной сказке - два мира, в бытовой - один. В бытовой сказке противопоставляются слабый и сильный, богатый и бедный. Сказка с уважением относится к хорошим, умелым работникам, высмеивает неумех, лодырей. В волшебной сказке герой нередко добивается победы в бою с помощью чудесного оружия. В бытовой - положительный герой силы не применяет, воинских подвигов не совершает. Здесь нет чудес. Происходит как бы состязание ума: кто кого перехитрит, кто окажется сообразительнее.
Сказки о животных Сказки о животных, как и волшебные сказки, возникли в глубокой древности, в них отражаются забытые верования, обряды, представления. Тут и память о родовых тотемах, и вековой опыт общения первобытных охотников и скотоводов с животными. В древности такие сказки рассказывали перед началом охоты, и это имело магическое значение. В наше время их рассказывают детям. И говорится в них о повадках, проделках и обыкновенных приключениях диких и домашних зверей, о птицах и рыбах, отношения между которыми очень похожи на отношения между людьми. Да и характер зверей уподобляется человеческому: медведь - глуповат, заяц - трусоват, волк - жаден, а Лиса Патрикеевна - хитрее хитрых, обманет кого хочешь.
Признаки волшебных сказок Особая композицияСказочные сюжетыТроекратное повторениеПоложительные и отрицательные героиСверхъестественные силы, помощники, магическиепредметы Чудесные превращения«Сказочный» языкДобро побеждает зло
Композиция сказки
Сюжет волшебных сказок
Сказочные композиционные элементы Цель присказки и зачина: показать мастерство сказочника, подготовитьаудиторию к слушанию сказки, заинтересовать ею, оторвать слушателя от обыденной обстановки, приобщить его к особой ирреальной атмосфере волшебной сказки, подчинить воле рассказчика. Как и былинный запев, присказка необязательная часть волшебной сказки. Цель концовки: отграничить сказку от реальной жизни и возвратить слушателя к действительности.
Присказки Было это на море, на океане, на острове Кидане стоит древо – золотые маковки; по этому древу ходит кот Баюн, вверх идёт – песню поёт. А вниз идёт – сказки сказывает. Вот было бы любопытно посмотреть! Это не сказка, а ещё присказка идёт, а сказка вся впереди.В то давнее время, когда мир божий наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил-был царь по имени Горох…Вы хотите сказочку? Сказочка – это вязочка, сплетена она из лунного света, перевязана солнечным лучом, а обвита поясом.Аль потешить вас сказочкой? А сказочка чудесная: есть в ней дива дивные, чуда чудные. Будет сказка занимательна. Слушайте её внимательно. Кто уши широко раскроет – много всякой всячины усвоит. А кто невзначай уснёт – тот ни с чем и уйдёт.А кто мою сказку будет слушать, так тому соболь и куница, и прекрасная девица, сто рублей на похмелье и пятьдесят на прогулянье.
На море, на океане,На острове БуянеСтоит дуб зелёный,Под дубом столзолочёный,Садись, кушай,мою сказку слушай. А было это, голубчики, в старину,Когда задумал дед Архип залезть на Луну;Тогда сказки по воздуху летали,Друг друга за крылышки хватали,А я за ними на золотом коне скакалаДа в мешок эти сказки собирала.Без присказки сказка, что без полозьев салазки: из горы по льду нету им ходу, а по гладкому пути нечего их за собой везти. Слушайте диковинные речи: у дяди Луки были полати подле печи, мост стоял поперёк реки, картофель родилась в земли, а рожь зрела на колоси. Не любо, не слушай, а врать - не мешай.
Зачины За далёкими полями, за глубокими морями, за высокими горами, средь лазоревых полян, в некотором царстве, небесном государстве жил-был…В некотором царстве, в некотором государстве…В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…Жили-были…В некотором царстве, за тридевять земель – в тридесятом государстве…В тридесятом царстве, небывалом государстве…
Концовки Устроили пир на весь мир, и я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.А удалец на той царевне Полюшке женился и раздиковинную пирушку сделал; я там обедал, мёд пил, а уж какая у них капустка – ино теперь в роте пусто!Свадьбу сыграли, долго пировали, и я там был, мёд-пиво пил, по губам текло, в рот не попало. Да на окошке оставил я ложку, кто лёгок на ножку, тот сбегай по ложку.Вот вам сказка, а мне бубликов связка.Тут и сказке конец, сказал её молодец, а нам молодцам по стаканчику пивца, за окончание сказки – по рюмочке винца.Стали жить-поживать – добра наживать.И сейчас живут – хлеб жуютВот и сказочке конец, а кто слушал молодец!
Герои волшебных сказок Положительные герои:Иван-дурак, Василиса Премудрая, Марья Моревна, солдат, младшийсын и брат, гонимая сиротка, мужик, крестьянский сын, царевичи,королевичи, царевна-лягушка и т.д.Враги положительных героев:Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Баба Яга, Лихо Одноглазое, Морской царь, ведьма, Чудо Юдо и т.д.
Помощники положительных героев
Особенности сказочного языка Антитеза – Скоро сказка сказывается, а не скоро дело делается.Гипербола – Котору лошадь по крестцу ударит, так и с ног долой упадётПостоянные эпитетыРифма Что написано на роду, то быть сужено тому.Кощей сидит за столом, пишет пером.Синонимы Не бросай меня , товарищ, друг, не покинь.Сравнения Сел Иван на волка. Волк побежал стрелой.Дворец – белокаменныйЛес – тёмный, частыйМеч – острыйЛук – тугойСтол – дубовыйПерстень – золотойМост – хрустальныйТерем – высокийГорница – светлаяЗемля – сырая. Постель -пуховая
Лексические и синтаксические повторы, образующие параллельныесинтаксические конструкции:«На столбу написано: «В праву дорогу идти – добра не видать, в леву дорогу идти – живому не бывать»;«Один раз закинули – вытянули морскую тину. Второй раз закинули – вытянули- морскую травину. Третий раз закинули – вытянули рыбу, золото перье».Сказочные формулы – Ни в сказке сказать, ни пером описать.Выше леса стоячего, ниже облака ходячего.Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.Много ли, мало ли времени…Долго ли, коротко ли, низко ли, высоко ли…Инверсия – обратный порядок слов в предложении.«Появилось на небе Солнышко, и зазеленели поля, и нежилась Земля…»«Собрался народ честной да зверь лесной».
Использованная литература: Тумина Л.Е. Кружок «Сочини сказку». – М.: УЦ «Перспектива», 1995.-373 с.О.Б.Беломестных, М.С.Корнеева, И.В.Золотарёва. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. Издание 2-ое, дополненное. М.: «ВАКО», 2003, 416 с.Аникин В.П. Русская народная сказка. – М.: Просвещение, 1977.