3 режима обучения: интраактивный,экстраактивный,интерактивный.
Интраактивный режим: ученики выступают как субъекты обучения, то есть учащиеся. Все информационные потоки замкнуты внутри множества обучающихся или направлены от них вовне.Режим характерен для самостоятельной работы, работы в парах, группах постоянного состава.
Приёмы работы «3 цвета – 3 формы».Составление и запись на карточки вопросов по новому материалу. Если сосед ответил правильно, забирает карточку.Восстановление утраченной информации: ученик закрывает часть текста, дочитывает до этого места и восстанавливает содержание по памяти.
«Цветные поля»:красный – «проверьте, исправьте все ошибки»,зелёный – «отметьте ошибки, я сам исправлю»,синий – «укажите количество ошибок, я найду и исправлю сам».Создание рекламного плаката, буклета по изученной теме, включающего всё самое важное.
Экстраактивный режим обучения: все информационные потоки направлены к объекту обучения. Ученик выступает в роли обучаемого. Этот режим называют пассивным, он характерен, в частности, для лекции.
Приёмы работы Диктант по значениям.«Испорченный телефон».Дистанционный диктант.Изложение материала с ошибками, которые ученики вычленяют, исправляют.
Найти в заведомо неправильном тексте 10 правильных элементов.Подбор точных метафор для запоминания.Предлагаются задачи без вопросов, вопросы формулируют ученики.
Интерактивный режим обучения: информационные потоки двусторонние, ученик включён в субъект-субъектные отношения. Ученики - участники полилога.
Приёмы работы Упражнения «слово-предложение-вопрос-ответ». По аналогии: «понятие-значение-факт-объяснение», «закон-пример-объяснение», «время-страна-событие-причина-последствие».Использование листов ассоциаций, на которых в беспорядке разбросаны формулы, чертежи, символы. Ученик выбирает 2-3 и пытается соединить.
Игра по цепочке. Цель – научить мыслить нестандартно: «Летом на улице я встретил человека, одетого в меховое пальто» - «пальто, вывернутое мехом наизнанку» - «мехом, торчащим клочьями» - «клочьями, похожими на причёску клоуна»…«3 цвета – 3 формы».
Урок в интерактивном режиме. Структура Формулировка темы, содержащей проблему, или вычленение проблемы в привычном: «Понятие о неполных предложениях».Этап формирования учебных групп.Уточнение учебной задачи, проверка степени понимания её учениками.
Работа групп по осуществлению поставленных задач. Основной принцип – смена диалога на полилог!Проверка достигнутых результатов.Рефлексия.