Роль коммуникативного подхода при формировании грамматических навыков на среднем этапе обучения английскому языку.
Коммуникация возможна лишь при наличии языковой компетенции, основу которой составляют грамматические навыки и умения. (Бим И.Л.)
Проблема нашего исследования состоит в том чтобы выбрать средства для быстрого и эффективного формирования грамматические навыки у учащихся 5 А класса МОУ «Лицей № 64»?
Объект: формирование грамматических навыков на среднем этапе обучения английскому языку.
Предмет: роль коммуникативного подхода при формировании грамматических навыков на среднем этапе обучения английскому языку.
Гипотеза: если при обучении грамматике учащихся 5 А класса МОУ «Лицей № 64» использовать коммуникативные задания, то грамматические навыки в устной и письменной речи улучшатся.
Цель исследования: теоретически изучить и практически доказать, что использование коммуникативных заданий на уроках английского языка в средней школе ведёт к улучшению уровня сформированности грамматических навыков в устной и письменной речи.
Задачи: -изучить состояние исследуемой проблемы в научно-методической литературе; -на основе анализа методической литературы раскрыть роль использования коммуникативных заданий для формирования грамматических навыков на среднем этапе обучения;
-практически проверить роль коммуникативных заданий в формировании грамматических навыков на среднем этапе обучения.
Нами были использованы следующие методы: метод педагогического эксперимента, метод теоретического анализа научно – методической литературы, метод беседы, педагогическое наблюдение, метод изучения школьной документации.
Целью констатирующего этапа было выявление уровня сформированности грамматических навыков учащихся.
Грамматический навык - синтезированное действие, совершаемое в навыковых параметрах и обеспечивающее адекватное морфолого-синтаксическое оформление речевой единицы любого уровня в речи. ( Рогова Г.В. )
Целью формирующего этапа было апробировать коммуникативные задания в процессе формировании грамматических навыков у учащихся 5 А класса МОУ «Лицей № 64.»
Коммуникативный подход строится таким образом, что деятельность учеников, их опыт, мировоззрение, учебные и внеучебные интересы и склонности, их чувства не остаются за порогом школы, а, наоборот, всячески учитываются при организации общения на уроке. (Е. И Пассов)
Выделяются коммуникативные задания следующих видов: коммуникативные игры, коммуникативные имитации, свободное общение. (Д. Нунан)
Исчерпание темы общения. Разрушение проблемы. Победитель соревнования. Поддержание темы разговора. Речевое взаимодействие. Сотрудничество внутри команды. Высказывания собственных точек зрения участниками. Борьба за мнение, решение, выбор поступка между участниками. Соревнования между участниками или командами. Свободный обмен. Условия общения. Правила игры. Межличностные отношения. Коммуникативные отношения. Конкурирующие участники. Обсуждаемый вопрос. Коммуникативная задача общения. Игровая задача общения. Тема общения участников. Проблемная ситуация. Игровой сюжет общения. Свободное общение Коммуникативные имитации Коммуникативные игры
Формирование речевых грамматических навыков следует проводить поэтапно с учетом условий функционирования грамматических структур в речи. Целесообразно выделить три основных этапа: 1) ознакомление и первичное закрепление; 2) тренировка; 3) применение.
14) In pairs talk about Dima’s town PA: Ask about Dima’s town a hundred years ago. PB: Turn the p. 134 look and answer. 12) Выбери и обведи нужное слово. Ex: there was/were a big garden behind the house. 13) Найди и напиши, где вчера были дети. Ex: Maggie was at the museum yesterday. 11) Look at Anaya’s plan at p. 88. Listen and say what there was. Урок № 3 10) In pairs ask each other about winter holidays. 8) Match questions words and their meaning. 9) Fill in the gaps. Урок № 2 7) Work in pairs. Tell what you did or didn’t do last week. You may use words from ex. 3a. 1) Make pairs. Ex: buy-bought 2) Make your sentences, use verbs at the blackboard. a) positive; b) negative; c) questions. 3) Read and write the correct form. 4) Write questions for the answers. Ex: We were at the zoo. (Where) -Where were you? 5) Write sentences in the Past Simple. 6) Перескажите текст, представляя, что действие произошло вчера. -Когда мы говорим, что действие произошло вчера или на прошлой неделе. Какое время мы употребляем? Repeat after me: I went to school yesterday. I didn’t go to school yesterday. Did you go to school yesterday? -Yes, I did./ No, I didn’t. Урок № 1 Применение Тренировка Ознакомление и первичное закрепление № урока Анализ и адаптация коммуникативному подходу темы «Town and village.»(Город и деревня.) в УМК «New Millennium English-5»
32) Work in pairs. Ask questions about your hometown, school, class to each other and answer. 28) Make the word from letters. 29) Find opposites. Ex: longest-shortest 30) Прочитай сказку, раскрой скобки и напиши прилагательные в превосходной степени. 31) Answer the questions. Урок № 6 27) Choose the place which you want to visit and say why. 21) Поставь прилагательные в превосходную степень. 22) Соотнеси положительную и превосходную степень. 23) Заполни пропуски прилагательными в нужной форме. 24) Read and match. 25) Read the text and find the phrases. 26) Read and answer the questions. 20) Compare these words: -big-the biggest: -beautiful- the most beautiful. What do they mean? Чтобы сказать самый большой, мы добавляем артикль the и суффикс –est. А чтобы сказать самый большой, мы добавляем артикль the и слово most и это называется превосходной степенью.(Superlative form.) Repeat after me: the biggest, the most beautiful. Урок № 5 19) Work in pairs. One of you is a stranger in the town. Ask about the way to a place you want to go. 16) Follow the directions. 17) Listen to the conversation. Read and act out. 18) Make up a conversation. Change the underlined words. 15) Listen and repeat. Урок № 4
45) Describe our city in present days. (6 sentences) 40) Make the word from the letters. 41) Put the adjectives in the superlative form. 42) Прочитай и соедини слова. 43) Выбери и обведи нужное слово. 44) Complete the sentences. Put the words in the correct form. Урок № 8 39) Look at the pictures. Say what picture you like and why. Describe it. 34) Make pairs. 35) Напиши прилагательные в превосходной степени. 36) Listen and answer the questions. 37) Listen and match. 38) Look at the pictures and say who winners. 33) В английском языке есть прилагательные исключения, у которых превосходная степень образуется не по правилам: good-the best; bad-the worst. Repeat after me. Урок № 7
53) Work in groups. Make a picnic basket. 48) Look and say. What’s in the shopping bag? 49) Выбери и обведи нужное слово. 50) Odd one out. 51) Напиши пять предложений о том, что есть в холодильнике. 52) Make your own picnic basket. 47) В английском языке , как и в русском, есть исчисляемые существительные, которые мы можем посчитать – countable nouns. Ex: an apple. Также есть неисчисляемые существительные – uncountable nouns. Ex: cheese. Your examples. Об неисчисляемых существительных, мы говорим – There’s a banana./ There are some apples. О неисчисляемых существительных мы говорим – There’s some milk. Repeat after me. Урок № 10 46) Make your own record book. It has 4 parts: places, events, people and your records. Work in groups. You’ll get some questions? Answer them and draw. Add 2 your own records. Then present your record book. Урок № 9
Целью контрольного этапа было измерение уровня сформированности грамматических навыков на конец эксперимента.
0 4 4 16. Янушева 0 5 5 15. Черных 0 5 5 14 Фрицлер 0 4 4 13 Саблин 0 3 3 12 Рудошник 0 4 4 11Петров +1 5 4 10 Максименко +1 4 3 9 Конопелько 0 4 4 8 Кисёлёва 0 4 4 7 Задорожный +1 4 3 6 Ермакова +1 4 3 5 Грицай 0 3 3 4 Гречищев 0 4 4 3 Гаврилова 0 4 4 2 Востьянов 5 0 11 +1 4 3 1Аношкин Типичный G (критическое) Нетипичный G (эмпирическое) Нулевой После педагогического воздействия До педагогического воздействия Сумма сдвигов Сдвиг показателя Число решаемых задач ФИО испытуемого Статистический анализ результатов педагогического эксперимента «Критерии знаков» (G).
При формировании грамматических навыков нужно: 1) учитывать психолого-педагогические особенности; 2) использовать технологию Е.И. Пассова при формирования грамматических навыков. Основными этапами при формировании речевых грамматических навыков являются: 1) ознакомление и первичное закрепление; 2) тренировка; 3) применение.
3) использовать на этапе применения такие виды коммуникативных заданий как коммуникативные игры, коммуникативные имитации; свободное общение.
5) применять разработанные нами задания для формирования грамматических навыков: -соотнести, -дополнить предложения, -исправить ошибки, -заполнить пропуски.