Участие родителей в формировании образовательной политики школы
Декларируемые принципы Ведущим субъектом оценки качества образования должен стать потребитель;Стандарты понимаются как общественный договор, стандарт закладывает иной тип взаимоотношений между личностью, обществом и государством – отношений, основанных на принципе их взаимного согласия в формировании и реализации политики в области образования;Образовательная программа образовательного учреждения является свободной формой гражданского контракта между обществом (т.е. родителями в лице общественного совета) и образованием (т.е. педагогическим коллективом школы);Органы самоуправления с участием общественности должны быть наделены управленческими полномочиями.
В рамках проекта “Разработка и продвижение механизмов общественного участия при формировании политики в сфере образования” в сентябре-ноябре 2008г. в пяти регионах России Архангельской областиМосковской областиСамарской областиТульской областиРеспублики Чувашия было проведено социологическое исследование. Всего было опрошено 1674 родителя, дети которых учатся в начальной школе – 32,4%в средней школе – 42,1%в старшей школе – 25.1%
Родителям были заданы вопросы по 4 основным направлениям: Есть ли у родительской общественности содержательный запрос к школе? Каков он? Учитывается ли он системой образования?Существует ли желание и возможность у родителей участвовать в деятельности школы и ее управлении? Какие условия для этого необходимо создать?Готовы ли родители участвовать в оценке качества работы учителей и школы? Кто по их мнению должен выполнять эту функцию?Насколько родители информированы о жизни школы? Какие коммуникативные каналы используются? Что родители хотели бы знать и как предпочитают выражать свое мнение?
I. Родительский запрос к школе Насколько перечисленные ниже цели российской школы являются, на Ваш взгляд, важными и актуальными в современном мире?
I. Родительский запрос к школе Какие “неучебные” задачи должна выполнять современная российская школа?
I. Родительский запрос к школе Насколько, по Вашему мнению, учитываются пожелания и требования семей к содержанию школьного образования и условиям обучения детей?
II. Участие родителей в деятельности школы и ее управлении.
II. Участие родителей в деятельности школы и ее управлении.Мнение родителей об их возможности повлиять на деятельность школы, принять участие в ее управлении (%).
II. Участие родителей в деятельности школы и ее управлении.Мнение родителей об их желании повлиять на деятельность школы, принять участие в ее управлении (%)
III. Оценка качества работы учителей и школы.Мнение родителей о готовности лично участвовать в оценке деятельности учителей
III. Оценка качества работы учителей и школы.Формы личного участия родителей и других представителей общественности в оценке деятельности учителейПосещение уроковАнонимное анкетированиеЗатрудняюсь ответитьУчастие в разработке системы критериев, по которым будут распределяться стимулирующие выплаты и премииУчастие в распределении стимулирующих выплат и премий по итогам деятельности Участие в комиссии по аттестации учителей
По результатам опроса были сделаны выводы:У родителей есть “неконсервативный”запрос к школьному образованию, который недостаточно учитывается школой.У родителей есть желание участвовать в формировании образовательной политики, но оно не удовлетворяется в полной мере.Родители считают необходимым и возможным вместе с профессионалами участвовать в оценке качества работы учителей и школы.Родителям не хватает качественной полной информации о школе.Существующий спектр форм взаимодействия и каналов коммуникации школы и родителей недостаточно широк и включает наиболее традиционные, “освоенные” формы. Ограниченный набор каналов (форм) сдерживает активность родителей.Родители испытывают потребность в использовании каналов (форм) коммуникации, которые на сегодняшний день недостаточно представлены в школе (например, горячая телефонная линия, интернет, анонимный ящик в фойе школы, анкетный опрос родителей и др.)Родительское сообщество как субъект коммуникации не является однородным и “консолидированным”
Может, в этот раз спросим у самих родителей, что нужно сделать для преодоления возникших коммуникационных барьеров?
IV. Пути к преодолению барьеров.Кто должен выступать инициатором участия родителей в управлении школы?
IV. Пути к преодолению барьеров.Что школа должна делать, чтобы участие родителей в деятельности и управлении было активным и эффективным? (по мнению родителей)
Подходы к преодолению барьеров Тактический – расширение спектра форм и каналов взаимодействия с родительским сообществом, исходя из выраженной дифференциации внутри него и стремясь к учету интересов максимального числа потребителей.Долгосрочный – “обучающее” взаимодействие, формирование компетентного потребителя.Стратегический – институционализация участия общественности. Данный подход позволит администрации школы обрести в родительском сообществе партнеров в развитии учреждения. Институционализация участия общественности в оценке качества будет способствовать повышению ее эффективности и минимизации конфликтов между школой и родителями.