Технологии деятельностного подхода в обучении физике Аналитический отчет по теме самообразованияСвириденко Ольги Владимировны - учителя физики МОУ «СОШ р.п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области»
Обоснование выбора темы самообразования Изменения в социальной, информационной, технологической сферах привели к тому, что добывание знаний, информации становится сферой профессиональной деятельности человека и условием существования всякого производства; темпы обновления знаний очень велики.
Обоснование выбора темы самообразования Обучение «вечным истинам» необходимо.Но важно научить ребенка обновлять часть своего культурного опыта.Важно помнить: ребенок не готовится к будущей жизни – он уже живет реальной сегодняшней жизнью. Отсюда и видна специфика другого обучения – продуктивного.
Специфика продуктивного обучения Важными являются не только усвоенные ЗУНы, которые ученик приобретает в процессе обучения, но и способы усвоения, переработки учебной информации, способы организации учебной деятельности, развитие познавательных сил и творческого потенциала учащихся, когда знания не только прочные, но и действенные.
Современный этап моей педпрактики переход от объяснительно-иллюстративной технологии обучения к компетентностно-ориентированному образованию, к внедрению в УВП методов и форм развивающего обучения:
Современный этап педпрактики Отказ от репродуктивных методик и применение методов творческой мыслительной деятельности и самообразования учащихся;Целенаправленное формирование у учащихся приемов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии, обобщения в процессе изучения физики.
Современный этап педпрактики Формирование ученика как полноценного субъекта учения через использование следующих технологий деятельностного подхода в обучении физике:Технология «создания» учащимися нового знания на уроке;Технология обучения применению отдельных элементов знания;Технология систематизации знаний в процессе решения физических задач.
Технология «создания» нового знания учащимися на уроке Известно, что результаты обучения зависят не столько от качества программ и учебников, сколько от организации процесса обучения.Большая часть уроков – это уроки изучения нового материала. Этап изучения нового материала – процесс решения познавательных задач, имитирующих научное исследование.
Современные требования к уроку Новый материал должен быть отработан на уроке не в виде повторения того, что рассказал учитель, а в процессе решения познавательных задач.
Методика организации этапа изучения нового знания: Выделение учителем в целях урока новых элементов знаний и действий по их применению;Самостоятельная постановка учащимися познавательной задачи и обсуждение метода решения в ходе этапа актуализации знаний и мотивации учащихся;Решение учащимися поставленной познавательной задачи самостоятельно или с помощью учителя.
Важно: На этапе «создания» учащимися нового знания выдерживать определенный стиль общения: следует одинаково уважительно относится к любым попыткам учащихся организовать мыслительную деятельность; запланировать и обязательно выдерживать паузы на обдумывание решений познавательных задач.
Технология обучения применению отдельных элементов знаний – Методика разработана на основе теории поэтапного формирования умственных действий:
Основная цель первоначального знакомства с материалом - Вычленив некоторую порцию материала необходимо обдумать, какая именно организация работы учеников соответствует этому материалу.Подготовить учащихся к самостоятельному выполнению нужной работы и организовать работу детей на основе кратких схематических записей -конспектов материала и способов работы с ними.
Схематические записи- конспекты позволяют ничего не заучивая, непосредственно после разъяснения учителя, приступить к самостоятельной работе с новыми заданиями. В результате ребенок может убедиться, что материал ему понятен, либо у него возникают вопросы, на которые учитель отвечает непосредственно в ходе объяснения.
Технология обучения применению отдельных элементов знаний На применение отдельных элементов знаний подбираются задачи-упражнения с описанием 8 – 10 конкретных ситуаций. К каждому заданию даны способ его выполнения и образец решения. Работа над заданием предполагает дифференцированные и индивидуализированные варианты: реши с помощью, реши вместе с товарищем, реши самостоятельно.
Тема урока: Характеристики измерительных приборов Этап применения нового знания. 1. Выполнение задания № 6. Выявите характеристики приборов, шкалы которых изображены на рис. 16 – 21. 2. Лабораторная работа №1. Выявление характеристик измерительных приборов.
Технология обучения применению отдельных элементов знания Организация задания № 6: 1). Название и назначение приборов (используйте сноску). 2). Детальный разбор способа выполнения задания для прибора №1 (рис. 16). 3). Решение задания на рис. 17 – 18 в парах. 4). Решение задания на рис. 18 – 21 самостоятельно с последующей взаимо(само)проверкой.
Технология систематизации знаний в процессе решения задач Уроки решения задач – уроки по формированию у учащихся систем физических знаний о физических явлениях и методах решения «ключевых задач».
Методика систематизации знаний учащихся в процессе решения задач Знания учащихся по изученной теме систематизируются в виде таблицы.Совместно с учащимися вычленяем минимальное число задач по теме, учу распознавать и решать их.
Виды работ с задачами: решение различными методами; решение системы задач; взаимопроверка решения задач; самостоятельное составление задач: аналогичных, обратных, обобщенных, на применение; участие в конкурсах и олимпиадах.
Методика систематизации знаний в процессе решения задач После разбора «ключевых задач» организовать работу так, чтобы все в классе получили достаточную тренировку в их распознавании, решении, а затем в составлении. Ученикам рекомендуется иметь алгоритмы решения: ими можно пользоваться и на уроке, и на контрольной. С теми, кто проявляет интерес к физике, нужно вовремя перейти к решению нестандартных задач.
Хороший урок – это урок вопросов и сомнений, озарений и открытий. Его условия: Теоретический материал должен даваться на высоком уровне, а спрашиваться - по способностям; принцип связи теории с практикой; принцип доступности; принцип сознательности; установка не на запоминание, а на смысл; мышление должно главенствовать над памятью; принцип наглядности.