"Основные положения молекулярно-кинетической теории» "М К Т"06.04.2013
Цели урока: Образовательные: сформулировать основные положения МКТ;раскрыть научное и мировоззренческое значение броуновского движения;установить характер зависимости сил притяжения и отталкивания от расстояния между молекулами;учиться решать качественные задачи;Развивающие: развивать:умение применять знания теории на практике;наблюдательность, самостоятельность;мышление средством логических учебных действий.Воспитательные:продолжить формирование представлений о единстве и взаимосвязи явлений
Планируемые результаты: Знать:основные положения молекулярно кинетической теории и их опытные обоснования; понятия диффузии, броуновского.Уметь:формулировать гипотезы и делать выводы, решать качественные задачи.
«Воображение правит миром».Наполеон
«Не существует ничего, кроме атомов». Демокрит
Из истории молекулярно-кинетической теории Фундаментом МКТ является атомическая гипотеза, что все тела в природе состоят из мельчайших структурных единиц – атомов и молекул. В 2500 лет назад в Др.Греции зародилась атомическая гипотеза, ее авторами являются Левкипп и Демокрит из Абдеры. Большой вклад в теорию внес в 18 в. выдающийся русский ученый-энциклопедист М.В.Ломоносов, рассматривает тепловые явления, как результат движения частиц, образующих тела. Теория была окончательно сформулирована в19 в. в трудах Европейских ученых
В основе МКТ строения вещества лежат три основных положения 1. Все вещества состоят из частиц - молекул, атомов и ионов. 2. Частицы вещества беспрерывно и беспорядочно движутся.3. Частицы вещества взаимодействуют друг с другом.
строение
Расположение и движение частиц газжидкостьтвердое тело
Броуновское движение
Броуновское движение броуновская частица
Диффузия
Доказательства: Механическое дробление (мел)Растворение вещества (марганцовка, сахар)Сжатие и растяжение тел (пружина)
Опыт №1 Нагреваем стальной шарик, который в не нагретом состоянии спокойно проходит сквозь стальное кольцо. После нагревания шарик застревает в кольце. Остыв, шарик проваливается в кольцо.
Опыт №2 : Колбу, в которую вставлена резиновая пробка со стеклянной трубкой, устанавливают так, что конец трубки оказывается опущенным в воду. При нагревании колбы воздух, находящийся в ней, расширяется и начинает выходить из неё. Об этом можно судить по пузырькам, которые образовываются на конце трубки опущенной в воду, отрываются и всплывают. После прекращения нагревания, вода, находящаяся в стакане, начнет подниматься по трубке и заполнять колбу.
Опыт №3 : В колбу помещают листочки бумаги, смоченные фенолфталеином – веществом, которое при соединении с аммиаком окрашивается в оранжевый цвет. Это свойство фенолфталеина служить индикатором присутствия аммиака, демонстрируем предварительно на отдельном листочке бумаги, смоченным этим веществом. После этого у горлышка колбы закрепляют ватку с аммиаком. Через некоторое время листочки бумаги, смоченные фенолфталеином, окрашиваются в оранжевый цвет
Опыт №4 Пружина – растягиваю и сжимаю.Что происходит с частицами при растяжении, при сжатии?
Опыт №5 . Смачиваю две стеклянные пластинки и прижимаю их друг к другу. После пытаюсь их отсоединить, для этого прилагаю некоторые усилия.
Вопросы На каком физическом явлении основан процесс засолки овощей, рыбы, мяса?В каком случае процесс происходит быстрее – если рассол холодный или горячий?На каком явлении основано консервирование фруктов и овощей?Почему сладкий сироп приобретает со временем вкус фруктов?Почему сахар и другие пористые продукты нельзя хранить вблизи пахучих веществ?Запах березового веника в жаркой бане распространяется быстрее, чем в прохладной комнате. Почему?Как можно объяснить исчезновение дыма в воздухе?
Масса частиц
Размер частиц
формулы
Величины характеризующие частицы mo - масса молекулы (кг)m - масса вещества (кг)M - молярная масса (кг)v - количество вещества (моль)N - число частицN А – число частиц в 1 моле веществаV – объем (куб м)п- концентрация частиц (1/куб м)
Дабы ты лучше постиг, что тела основные мятутсяВ вечном движеньи всегда, припомни, что дна никакогоНет у Вселенной нигде, и телам изначальным остатьсяНегде на месте, раз нет ни конца, ни пределу пространству,Если безмерно оно и простерто во всех направленьях,Как я подробно уже доказал на основе разумной.Тит Лукреций Кар (ок. 99 – 55 гг. до н. э.)
«Одна минута из жизни молекулы". "Как хорошо спокойно лететь, не меняя скорости: никто тебя не притягивает, никто тебя не отталкивает. Тут гораздо лучше, чем в стакане с водой, где все мы набиты, как сельди в бочке!",- так думала молекула воды, испарившаяся с поверхности воды, налитой в стакан. Но ее прекрасное настроение быстро начало портится, потому что совершенно неожиданно с разных сторон стали налетать и толкать ее другие молекулы: кислорода, азота, углекислого газа, даже другие молекулы воды не жалели подругу. После каждого удара наша героиня изменяла свою скорость, а один раз ей даже пришлось сильно удариться о стенку родного стакана. Это ей очень не понравилось, хотя она и отскочила от этой стенки с прежней по величине скоростью. Поэтому, когда после очередного удара, она вновь оказалась на поверхности воды и ее притянули к себе соседи-молекулы она подумала: "Как в гостях ни хорошо, а дома лучше!" Написать эту короткую сказку я смог только благодаря открытиям Больцмана и труду многих других ученых»