РОЛЬ И ОРГАНИЗАЦИЯ РЕФЛЕКСИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Н.Ф. КРИЦКАЯ, к.п.н., КИПК и ПРО
Рефлексия Рефлексия (от позднелат. reflexio – обращение назад) - 1) размышление, самонаблюдение. 2) форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление собственных действий и их законов. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. – 528 с.: ил. – с. 68Рефлексия – способность человека осмыслить собственный опыт с целью прийти к новому пониманию, оценить и обосновать собственные убеждения и ценностные отношения. Включает построение умозаключений, обобщений, аналогий, сопоставлений и оценок. Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике/В.М. Полонский. – М.: Высш. шк., 2004. – 512 с.
Этапы становления рефлексии Дошкольный возраст (1.5 -7 лет): Эгоцентризм – оценка окружающих, формирование образа и стремление ему соответствоватьМладший школьник (7 – 10 лет) : Овладение интеллектуальной рефлексией в ситуации решения учебных задачПодросток (10-11 - 15 лет): период наиболее яркого развития и проявления рефлексии. Проявление личной рефлексии и познание мира через образ «Я». Особая эмоциональность, восприимчивость и ассоциативность. Самоидентификация - «КТО Я?»Юношеский возраст (15-16 – 21 год) : личностное и профессиональное самоопределение, проявление гражданских и личных качеств, ценностей в амплуа взрослого человека
ТИПОЛОГИЗАЦИЯ РЕФЛЕКСИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ЛИЧНОСТИКОММУНИКАТИВНАЯ РЕФЛЕКСИЯ: представления о внутреннеммире другого человека и причинах его поступков, качество познания человека человеком ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ: Рефлексируются знания об объекте и способы действия с ним.ЛИЧНОСТНАЯ РЕФЛЕКСИЯ: объектом являются собственные поступки, образы "Я" как индивидуальности, – процесс переосмысления "Я".КООПЕРАТИВНАЯ РЕФЛЕКСИЯ: знания о ролевой структуре иорганизации коллективного взаимодействия.
Будьте внимательны к своим мыслям, - они начало поступков (Лао Цзы) ЧЕМ БОЛЕЕ РАЗВИТА РЕФЛЕКСИЯ, ТЕМ БОЛЕЕ ЧЕЛОВЕК СПОСОБЕН СТАТЬ САМ СУБЪЕКТОМ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
КООПЕРАТИВНАЯ РЕФЛЕКСИЯ ЦЕЛЬ РЕФЛЕКСИИ – АНАЛИЗ УЧАСТНИКАМИ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ СОБСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностная рефлексия Что происходит? Что я делаю и почему? Что для меня важно? …самопознание как процесс — это обнаружение в себе каких-либо качеств, личностных и поведенческих характеристик, фиксация их, всесторонний анализ, оценка и принятие.
РЕФЛЕКСИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
ПРИНЦИПЫ РЕФЛЕКСИВНОГО ОБУЧЕНИЯ Начинать с постановки целей и организации заданий, которые отвечают потребностям учащихся, побуждают к поиску, освоению информации и действий.Предоставить источники информации и средства для опробирования действий.Обеспечивать самостоятельное освоение материалаОбеспечивать ученика текущей информацией о результатах свершаемых действий.Подводить ученика через анализ и обобщение результатов к суждениям о свойствах реальности.ПРОВОКАЦИЯ РЕФЛЕКСИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Условия обучения рефлексии «Если я дам человеку рыбу, я накормлю его на один день. Если я научу его рыбачить, он сможет кормить себя всю жизнь»поощрение фиксации знания о незнании;внедрение идеологии сомнения и критики;внедрение идеологии знаковости, приучение учащихся усматривать за формой содержание («умение создавать знак есть отличительный признак умных, талантливых, творческих личностей»);внедрение идеологии плюрализма разных позиций.
РЕФЛЕКСИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ По предмету рефлексии: Содержательная рефлексия;Ценностно –смысловая;Рефлексия деятельностиПо организационным формам: КоллективнаягрупповаяиндивидуальнаяПо форме: Устная рефлексия;письменная;Графическая / символическаякинестетическая
СПОСОБЫ ОБУЧЕНИЯ РЕФЛЕКСИИ - Технология критического мышления (методы работы с текстом) - метод проектов (проектная технология) - интерактивные технологии, т.д. - обучение школьников задавать себе вопросы, фиксировать знание о незнании («неоконченное предложение», «учебное затруднение», др..) - приемы, которые позволяют связать личный опыт с учебными текстами, - поощрение наличия собственного мнения, видения;(«Аналитическая таблица», «квадрат»«взаимооценивание работы в группе»), - демонстрация учителем рефлексии своей деятельности;
Социализация личности, формирование индивидуальной образовательной траектории на основе внедрения в педагогический процесс активных форм и методов обучения, задействования личного опыта, развития критического мышленияРефлексивные технологии: МЕТОД ПРОЕКТОВ, ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ, ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ, ТЕХНОЛОГИИ САМО – И ВЗАИМООЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, Т.Д.УЧИТЕЛЬ: Возможность осознанного выбора «поля деятельности» УЧЕНИК: Создание условий для осознанного выбора траектории развития и обучения
Работайте с удовольствием!