СТРАТЕГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ Иоффе А.Н.
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ Понятийный аппаратСтратегии взаимодействия в преподаванииСтратегии передачи информацииСтратегии установления отношенийСравнение стратегий и факторы их выбора
Основные понятия Стратегии преподавания - общее направление работы преподавателя при взаимодействии (пассивные, активные и интерактивные), передаче информации (репродуктивные -воспроизводящие, системные - производящие, креативные - творческие), установлении отношений (директивные, миссионерские и партнерские).Методика - основные способы и подходы в преподавании.Формы преподавания – внешнее проявление выбранных стратегий и методик (аудиторные или фронтальные, индивидуальные, групповые, командные). Приемы – конкретные элементы деятельности на занятии.
ПАССИВНЫЕ СТРАТЕГИИметоды линейного воздействия Способы коммуникацииФормы воплощенияУсловия выбораПоложительные и отрицательные стороны
СПОСОБЫ КОММУНИКАЦИИ Центральная роль преподавателяОтсутствие общего обсужденияВоздействие доминирует над взаимодействием
ФОРМЫ ВОПЛОЩЕНИЯ Аудиторные или фронтальные (лекция, заучивание)Индивидуальные(изучение документа, исследование)
УСЛОВИЯ ВЫБОРА у учащихся нет необходимого количества источников информации (учебников, словарей, справочников и т.п.) недостаточно времени для поиска информациибольшое количество учащихсяобъем изучаемого материала требует максимальной плотности его изложенияслабый уровень первоначальной подготовки учащихся
Положительное и отрицательное
АКТИВНЫЕ СТРАТЕГИИметоды линейного взаимодействия Способы коммуникацииФормы воплощенияУсловия выбораПоложительные и отрицательные стороны
СПОСОБЫ КОММУНИКАЦИИ Центральная роль преподавателяСовместное обсуждениеВзаимодействие и воздействие идут параллельно
ФОРМЫ ВОПЛОЩЕНИЯ Индивидуальные(индивидуальные вопросы и комментарии)Общие или командные(подготовка проекта)Групповые(вопросы от группы)
УСЛОВИЯ ВЫБОРА Повышенный общественный интерес к темеРазвитое умение задавать вопросыЗадача подведения итогов или обсужденияДостаточное количество времениВысокая компетентность преподавателяОднородность группы учащихся по уровню подготовки
Положительное и отрицательное
ИНТЕРАКТИВНЫЕ СТРАТЕГИИМетоды кругового взаимодействия Способы коммуникацииФормы воплощенияУсловия выбораПоложительные и отрицательные стороны
СПОСОБЫ КОММУНИКАЦИИ Центральная роль принадлежит учащимся Преподаватель - организатор и помощникОбсуждение происходит в малых группахВзаимодействие преобладает над воздействием
ФОРМЫ ВОПЛОЩЕНИЯ Групповые(работа в группе)Общие или командные(обмен информацией, выработка общего решения)
УСЛОВИЯ ВЫБОРА Подготовленность к обсуждаемой темеБазовые коммуникационные навыки и уменияПовышенный интерес учащихся к теме занятияНаличие дополнительных источников информацииДостаточное пространство для работы малых групп
Положительное и отрицательное
Стратегии работы с информацией Воспроизводящая (репродуктивная) стратегияРепродуктивные подходы - воспроизводящие, акцентирующие внимание на запоминание, зубрежку, повторение, вся информация должна воспроизводиться учащимися без ее какого бы то ни было изменения. Могут быть изображены следующей схемой: ИНФОРМАЦИЯ А1 ИНФОРМАЦИЯ А1ИНФОРМАЦИЯ Б1 ИНФОРМАЦИЯ Б1
Производящая (системная) стратегия Системные подходы (производящая стратегия) - основная информация должна учащимися воспроизводиться, но они находят собственные примеры и иллюстрации, то есть сохраняется установленная система. Могут быть изображены следующей схемой:ИНФОРМАЦИЯ А1 ИНФОРМАЦИЯ А1 ИНФОРМАЦИЯ Б1 ИНФОРМАЦИЯ Б2
Творческая (креативная) стратегия Творческие или креативные подходы - и базовая, и поддерживающая информация являются лишь началом для обсуждения, преобладает проблемное изложение. Могут быть изображены следующей схемой:ИНФОРМАЦИЯ А1 ИНФОРМАЦИЯ А2 ИНФОРМАЦИЯ Б1 ИНФОРМАЦИЯ Б2
Стратегии установления отношенийОсновываются на ценностных ориентирах и мотивации в образовательном процессе Директивные (подчинение – порядок – иерархия)Миссионерские или патерналистские (доверие – радость – лидерство)Партнерские (уважение – обсуждение – равенство)
ПОЗИЦИИ СРАВНЕНИЯ СТРАТЕГИЙ Объем рассмотренного материалаПроцент усвоения материалаСтруктурированность материалаТеоретический (научный) уровеньСоответствие планированиюМотивацияДеятельностный компонентИндивидуальностьВариативностьТворчество на занятииЗатраченное времяКоличество учащихсяРесурсыДисциплина.
ФАКТОРЫ ВЫБОРА СТРАТЕГИИ Индивидуальные особенности преподавателя и характеристики группы учащихсяУровень привлекаемых ресурсов, их количество и разнообразиеВнешние ограничения (время, объем материала, критерии итогового оценивания, количество учащихся)
ПРИНЦИПЫ МЕТОДИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ Сотрудничество (взаимодействие) обучаемых и обучающихАдекватность выбранной стратегии преподавания поставленным целям и задачамЦелесообразность (соответствие целей затраченным ресурсам – временным и другим)ВариативностьТворческий подходНаличие алгоритмаДемократичность
Использование различных стратегий в учебном процессе