Программа МВА Дисциплина «Стратегический менеджмент - I » Тема VI. «Эталонные стратегии роста фирмы» д.э.н., профессор Л.И.Евенко Москва 2011
6.1. Модель И. Ансофа (рост фирмы)
6.2. Эталонные стратегии роста фирмы
6.3. Диверсификация Несвязанная - развитие рынков и продуктов, не связанных с основной деятельностью компании Связанная - развитие продуктов и рынков, связанных с основным профилем деятельности компании Вертикальная интеграция (объединение смежных отраслей) Горизонтальная интеграция (объединение товаров разных отраслей для однородных потребителей)
6.4. Несвязанная диверсификация Означает: Развитие рынков и продуктов, не связанных с основной деятельностью компании Мотивы: Использование избыточной наличности или доходов Использование незагруженных мощностей и других ресурсов Переход в другой бизнес Распределение рынков
6.5 Связанная диверсификация 1) Развитие продуктов и рынков, связанных с основным профилем деятельности компании 2) Вертикальная интеграция: В продвижение В поставки 3)Горизонтальная интеграция
6.6. Связанная диверсификация Мотивы: Контроль за поставками Контроль рынка Доступ к информации Снижение издержек Распределение рисков Использование ресурсов Синергетический эффект
6.4. Стратегии адаптивной кооперации и альянса Стратегия адаптивной кооперации. Adaptive Cooperation Strategy. Подстраивание компаний к действиям друг друга без заключения формального союза. (Московские оптовые рынки, Табачные фабрики «Ява» и «Дукат») Стратегия альянса. Alliance Strategy. Образование союзов с целью разделения сфер влияния и координации действий. (Авиакомпании «Юнайтед Люфтганза-SAS»
6.5. Стратегические союзы Основные формы Совместные предприятия Франчайзинг Консорциум Картель Соглашение о стратегическом партнерстве
6.6. Стратегии адаптации Опережающая. Prospector Strategy. Агрессивная стратегия быстрого роста, поиск новых рыночных возможностей и их использование раньше конкурентов. Постоянные нововведения. Высокий риск. АФК «Система» Оборонительная. Defender Strategy.Сохранение позиций. Удержание доли рынка. Допущение сокращения деятельности.«Трехгорная мануфактура» Анализирующая. Analyzer Strategy.Удержание своего рынка. Умеренные нововведения и изменения.«АвтоВАЗ» Реагирующая. Reactor Strategy.Отсутствие ясно сформулированной стратегии. Реакция на возникающую ситуацию. Дрейф по течению бизнесаА/О «ГУМ»
6.7. Характеристики стратегий адаптации Стратегическое видение - четкое формулирование будущей стратегии распространение видения по организации в целом выявление, создание, развитие стратегических способностей, активов, синергии, условий внедрения последовательное, «терпеливое» проведение стратегического курса Стратегическая неуступчивость - перерастание стратегического видения в косность, негибкость, неадаптивность к изменениям внешних и внутренних условий Стратегический оппортунизм – тип развития, ориентированный на настоящее отслеживание текущих возможностей способность создания товаров/услуг для удовлетворения потребностей в новых нишах быстрое реагирование на возможности и угрозы уменьшение рисков Стратегический дрейф – перерастание стратегического оппортунизма в хаотическое реагирование на появляющиеся возможности и угрозы