Формирование ключевых компетенций у младших школьников на основе использования приёмов критического мышления через чтение и письмо
Компетенция включает мобилизацию знаний, умений и поведенческих отношений, ориентированных на условия конкретной деятельности.Если образовательная подготовка имела целью формирование и развитие ключевых компетенций, то человек, прошедший её, должен «уметь»:
Ключевыми словами в характеристике компетенций являются словаИскатьДуматьСотрудничатьПриниматься за делоАдаптироваться
Искать Опрашивать окружение; консультироваться у учителя; получать информацию
Думать Устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиямиЗанимать позицию в дискуссиях и вырабатывать своё собственное мнение;Оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, с окружающей средойОценивать произведения искусства и литературы
Сотрудничать Уметь работать в группеПринимать решенияУлаживать разногласия и конфликтыДоговариватьсяРазрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности
Приниматься за делоВключаться в группу или коллектив и внести свой вкладОрганизовать свою работуПользоваться вычислительными приборами
Адаптироваться Стойко противостоять трудностямНаходить новые решения
Из этого следует, что обучающиеся должныПроявить способность мобилизовать полученные ранее знанияПроявить способность доказывать свою точку зренияСуметь организовать взаимосвязь прошлых и настоящих знаний в решении конкретной ситуации, т.е. пользоваться приобретёнными ранее компетенциями. Знания, полученные таким образом, оказываются более прочными и качественными.
Ключевые компетенции
Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир.
Этому может способствовать использование педагогической технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»Её применение позволяет развиватьУмение анализировать, сравнивать, выделять главное,решать проблемуСпособность к самосовершенствованиюУмение дать адекватную самооценкуБыть ответственным
Основу технологии составляет трёхфазовая структура урока
Одним из приёмов данной технологии, являются «Кластеры»Кластеры это графические систематизаторы, которые показывают несколько различных типов связей между объектами или явлениями. Учащимся предлагают записать в центре слово, вокруг которого они фиксируют слова или предложения, связанные с темой, обозначенной этим словом.
Литературное чтениеТема: «Колосок. Украинская народная сказка»I фаза- активизировать, заинтересовать, «вызвать» имеющиеся знанияЧто можно сказать об авторе произведения?(Украинская народная сказка)Можно ли сразу определить жанр произведения? (Да, сказка)Что знаем об этом жанре?
II фаза – (осмысление) – работа с информацией. Чтение или слушание.III фаза – дополнение (уточнение) –информации.
I фаза – активизировать, «вызвать» имеющиеся знания.- Какие явления неживой природы связаны с водой?
II фаза – (осмысление) – работа с информацией. III фаза – дополнение информации - В каком состоянии может находиться вода? Приведите примеры
Условия,развивающие критическое мышление - Учащиеся должны располагать временем и возможностью практики в критическом мышлении - В классе должна быть создана атмосфера, в которой нет насмешек, иронии ( над чьим – либо мнением)
Проблемы(возникающие при использовании этой технологии)Не все учащиеся пока ещё достаточно активны, сохраняется желание остаться в сторонеЧасть учащихся ждёт, чтобы был дан «правильный ответ», нет ещё ответственности за своё обучение.
Результаты применения данной технологии Учащиеся при ответе на поставленный вопрос проявляют способность доказывать свою точку зренияАнкетирование и опросы показывают, что урок с использованием «Кластеров» им более интересен («заставляет думать»)