Федеральный государственный образовательный стандарт.Начальное общее образование Стандарты и образовательный процесс Москваавгуст, 2009
Стандарты - социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государствомСЕМЬЯЛичностная успешностьСоциальная успешностьПрофессиональная успешностьОБЩЕСТВОБезопасность и здоровьеСвобода и ответственностьСоциальная справедливостьБлагосостояниеГОСУДАРСТВОНациональное единствоБезопасность Развитие человеческого потенциалаКонкурентоспособность
Основы ФГОСИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ и МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ: концепция духовно-нравственного воспитанияНАУЧНЫЕ:фундаментальное ядросодержания общегообразования
Базисный учебный планИнвариантная частьВариативная частьВнеучебная деятельность по направлениям (10 ч/нед)спортивно-оздоровительнаяхудожественно-эстетическаянаучно-познавательнаявоенно-патриотическаяобщественно-полезнаяпроектная4 варианта
Примерные программыВсе предметыначальной школы, 2 части
Базисный учебный планИнвариантная частьВариативная частьВнеучебная деятельность по направлениям (10 ч/нед)спортивно-оздоровительнаяхудожественно-эстетическаянаучно-познавательнаявоенно-патриотическаяобщественно-полезнаяпроектная4 варианта
Фундаментальное ядро определяетОсновополагающие элементы научного знания
Фундаментальное ядро содержания общего образованияСИСТЕМА НАУЧНОГО ЗНАНИЯдеятельностьпо получениюнового знаниярезультат этойдеятельности:сумма знаний,лежащих воснове научнойкартины мира
Системно-деятельностный подходОсновной результат – развитиеличности ребенка на основеучебной деятельностиНачальная школа: преобразованиевнешней предметной деятельностиво внутреннююОсновная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действиестановление ученического сообщества,формирование универсальных способов действий
Система оценки: модель обеспечения качества образованияВовлечение учителей и обучающихся в оценочную деятельностьАдекватность процедур и механизмов особенностям подхода
Ориентация на результатИндивидуальный, социальный, государственный заказ системе образования - обобщенный «портрет выпускника» начальной школы Конкретизация заказа для участников образователь-ного процесса:основные ожидаемые результаты – развитие личности учащихся, формирование «профессио-нального ученика»;ведущие целевые установки изучения отдель-ных учебных предметов;планируемые результаты освоения основной образовательной программы;новая функция системы оценки – ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов
Ожидаемые результаты:портрет выпускника начальной школыУЧЕБНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ≡ УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ
Основные результатыначального образованияформирование опорной системы знаний, пред-метных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;воспитание умения учиться – способности ксамоорганизации с целью решения учебных задач;индивидуальный прогресс в основных сферахличностного развития – эмоциональной, познава-тельной, саморегуляцииРазвитие личности учащегося,формирование «компетентности к обновлению компетенций»
Планируемые результаты:три основные группы результатов
Требования к структуре основных образовательных программ
Программа формирования УУДЛичностныесамоопределение (внутренняя позиция школьника, самоиндификация, самоуважение и самооценка)смыслообразование (мотивация, границы собствен-ного знания и «незнания»)морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих поступков)Познавательныеработа с информациейработа с учебными моделямииспользование знако-символичес-ких средств, общих схем решениявыполнение логических операцийсравнения,анализа,обобщения,классификации,установления аналогийподведения под понятиеРегулятивныеуправление своей деятельностьюконтроль и коррекцияинициативность и самостоятельностьКоммуникативныеречевая деятельностьнавыки сотрудничества
Система оценки: портфолиоПримерный состав портфолиоВыборки детских работРезультаты стартовой диагностикиМатериалы текущей оценки: листы наблюде- ний, оценочные листыРезультаты и материа- лы тематических работРезультаты и матери- алы итогового контроляДостижения во внеучеб- ной деятельности
Планируемые результатыСквозные программы:Программа формирования универсальных учебных действийЧтение и работа с информациейУчебные программы:Русский языкЛитературное чтениеИностранный язык (английский)МатематикаОкружающий мирИзобразительное искусствоМузыкаТехнологияФизическая культура
Учитель начальной школыПрофессиональное мастерствоПроектирование учебного процессатематическое планирование учебного процесса на основе проецирования итоговых результатов на данный этап учебного процесса,проектирование «учебных ситуаций»;Организация работы учащихсяв группах и парах,в мобильных группах,индивидуальная поддержка детей,организация проектной деятельности;Оценочная деятельность
Базовые образовательныетехнологииМежду обучением и психическимразвитием человека всегдастоит его деятельность ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ«УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ»образовательная задачасостоит в организации условий, провоцирующих детское действие
Некоторые примеры учебнойдеятельности: Математика Игры и эксперименты (с числами и числовыми закономерностями, с телами и формами, с величинами, с возможностями различных исходов событий и др.) Работа с учебными моделями (числа и их свойства, отношения, операции и др.)Группировка, упорядочивание, маркировка, классификация, сравнение (чисел, тел и форм, величин, данных исследований и т.д.)Описание и оценка (свойств, взаимного положения объектов, закономерностей и т.д.)Конструирование и создание (моделей, математи- ческих выражений, схем и т.д.)Ежедневный счет, вычисления, решение задач
Некоторые примеры учебнойдеятельности: Русский язык Игры и эксперименты (со звуками и буквами, словами, грамматическими структурами, текстами ) Работа с учебными моделями (слова, устные высказывания, тексты)Наблюдения, обсуждения, описание и анализ (слова и конструкции, тексты; особенности их построения и употребления; порядок действий) Группировка, упорядочивание, маркировка, классификация, сравнениеПреобразование и создание (списки слов, тексты, памятки, плакаты и т.д.)Ежедневное чтение (вслух и “про себя”) и письмо (списывание, письмо под диктовку, ведение дневников, творческие работы и т.д.)
Базовые образовательныетехнологииОснова:дифференциация требованийк уровню освоения, явное выделениебазового и повышенных уровнейУРОВНЕВАЯДИФФЕРЕНЦИАЦИЯОсновные принципы:открытость системы требований,предъявление образцов деятельности,«ножницы» между базовым и повышенными уровнями требований,посильность базового уровня, обязательность его освоения всеми учащимися,добровольность в освоении повышенных уровней требований, работа с группами «подвижного» состава, накопительная система оценивания.
Базовые образовательныетехнологииИнформатизация образования –это приведение системы образованияв соответствие с потребностями ивозможностями информационногообществаИНФОРМАЦИОННЫЕ ИКОММУНИКАЦИОННЫЕТЕХНОЛОГИИ Образовательная деятельность на основе ИКТ:открытое (но контролируемое) пространствоинформационных источников,инструменты «взрослой» информационной деятельности,среда информационной поддержки учебного процесса,гибкое расписание занятий, гибкий состав учебных групп,современные системы управления учебным процессом
Образовательная среда:учебное и игровое пространстваНазначение:для подвижных занятий и для спокойной работы,для общения и для уединения,для «пробы сил» и для демонстрации достижений,для поиска информации Учебноепространство:место учителя,свободно оформляемое местодля работы учащихся,«центральное» место для выступлений,«центральная» доска,рабочие доски,уголок книг и других информационныхисточников,аудио- и видеоцентр, центр «письма»стол с раздаточными материаламивыставки, стенды и т.п.
Некоторые образцыучебного оборудования