Роль межличностных отношений в образовательном процессе
План проведения педсовета: Тема, цель, задачи. Теоретические основы стиля и структуры общения: Особенности педагогического общения в образовательном пространстве. Позиционное взаимодействие и поведенческие стратегии. Результаты диагностирования учащихся и учителей. Ролевая игра «Гусеницы». Подведение итогов.
Цель: Рассмотреть структуру педагогического общения и осуществление практического поиска организационных форм эффективного взаимодействия субъектов образовательного процесса
Задачи: Познакомить с теоретическими основами стиля и структуры педагогического общения. Познакомить с психологическими правилами, помогающими правильно с ориентироваться в ситуации. Познакомить с результатами диагностирования и путями наиболее эффективного взаимодействия «учитель – ученик». Проведение ролевой игры «Гусеницы».
Теоретические основы стиля и структуры общения: Особенности педагогического общения в образовальном пространстве. Педагогическое общение Педагогическая деятельность Личность учителя Развитие личности учащихся
Принципы педагогического общения ОБЩИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ
А.С. Макаренко « Пережитый вместе опыт, нужда и напряжение, радость и улыбка – всё это роднит людей, так же, как и работа. Если такие люди иногда и ссорятся, то и в ссоре остаются уважение друг к другу. Померить их очень просто ».
ОБЩЕНИЕ – это взаимодействие людей, процесс образования и функционирования их взаимоотношений. В общении осуществляется обмен деятельностью и её результатами, формируются настроение и взгляды, выявляется уровень взаимопонимания, вырабатываются привычки и традиции.
Функции педагогического общения Педагогическое общение Информационная функция Социально – перцептивная функция Самопрезентативная функция Интерактивная функция Аффективная функции
Позиционное взаимодействие и поведенческие стратегии Формальная позиция учителя и ученика в учебном процессе. УЧИТЕЛЬ: -Организует -Корректирует -Управляет УЧЕНИК
Коммуникационные позиции учителя «Над» - партнер является зависимым от учителя «Наравне» - оба партнера вступают в отношения взаимозависимости «Под» - учитель занимает подчиненное положение
Жизненные заботы Достижение личных целей (которые могут субъективно переживать как очень важные, либо маловажные) Сохранить хорошие взаимоотношения с другими людьми (что также может переживаться как важное или маловажное условие) Основа типологии поведенческих стратегий.
Типология поведенческих стратегий регулирования конфликтов «Акула» (соревнование, конкуренция). Стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Это силовая стратегия, цели очень важны, взаимоотношения нет. «Медвежонок» (приспособление). Означает принесение в жертву собственных интересов ради другого. Это стратегия сдерживания острых углов. Взаимоотношения – важны, цели – нет. Хотят, чтобы их принимали и любили, ради чего жертвуют целями.
Типология поведенческих стратегий регулирования конфликтов «Лиса» (компромисс). Умеренно – и цели, и взаимоотношения. Готовы отказаться от некоторых целей, чтобы сохранить взаимоотношения. «Черепаха» (избегание). Отсутствие стремления к кооперации и тенденции к достижению собственных целей. Эта стратегия ухода под панцирь, т.е. отказа от достижения личной цели и от участия во взаимоотношениях с окружающими.
«Сова» (сотрудничество). Участники конфликтной ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. Это стратегия открытой и честной конфронтации. Ценят и цели, и взаимоотношения.
Результаты диагностирования учащихся и учителей
Ролевая игра «Гусеницы» 1 4 7 1013 16 17 2 5 8 11 14 15 18 3 6 9 12 Предупредительность и корректность учителя снижает напряженность в общении Совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет если, она хорошо организованна Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком ребенка видеть только отрицательные мотивы
Проект решения Учитывать в своей работе выбранные правила педагогического общения. Использовать различные формы работы в детских коллективах по укреплению навыков сотрудничества в образовательном процессе. Самосовершенствование профессиональных межличностных отношений в системе «учитель – ученик».