Духовно-нравственное воспитание личности в условиях библиотеки
«Есть много родов образования и развития, и каждое из них важно само по себе, но всех их выше должно стоять образование нравственное» В.Г. Белинский«Нравственность есть наука об отношениях, существующих между людьми, и обязанностях, вытекающих из этих отношений» П. Гольдбах
Из посланий Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации в 2007 и 2008 гг.«Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений».
«Современный национальный воспитательный идеал – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях российского народа» Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РоссииКонцепция определяет:характер современного национального воспитательного идеала; цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи; систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации; основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России –педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.
Основная задача нравственного воспитания: воспитание людей совестливых, порядочных, уважающих жизнь и мнение других людей, ценящих человеческое достоинство в себе и других, способных самостоятельно и творчески решать поставленные задачи и противостоять злу, неспособных к аморальным поступкам, живущих достойно и счастливо.
Задачи духовно- нравственного воспитания
Принципы духовно- нравственного воспитания
В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить:готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше»; укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;формирование морали как осознанной личностью необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать;свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, обществом, Россией, будущими поколениями;укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.
В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить:осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам;развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия;осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству;понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода;законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;духовную, культурную и социальную преемственность поколений.
В сфере государственных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно содействовать:укреплению и совершенствованию демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления;повышению доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций;повышению эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны;укреплению национальной безопасности.
Сфера педагогической ответственности в этом процессе определяется следующими положениями: усилия общества и государства направлены сегодня на воспитание у детей и молодежи активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну;общее образование, выстраивающее партнерские отношения с другими институтами социализации, является основным институтом педагогического воздействия на духовно-нравственное развитие личности гражданина России. При этом основным субъектом, реализующим цели духовно-нравственного развития и воспитания, определяющим непосредственные пути и методы их достижения на основе опыта и традиций отечественной педагогики, собственного педагогического опыта, является педагогический коллектив общеобразовательного учреждения;содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, деятельность педагогических коллективов общеобразовательных учреждений должны быть сфокусированы на целях, на достижение которых сегодня направлены усилия общества и государства.
Базовые национальные ценности патриотизм (любовь к Родине, своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству); социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство);
гражданственность (служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, свобода совести и вероисповедания);семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);труд и творчество (любовь к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость);наука (ценность знания, стремление к истине);традиционные российские религии (представле-ния о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения);искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое, этическое развитие);природа (эволюция, родная земля, экологическое сознание);человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, международное сотрудничество).
Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе:нравственного примера педагога;социально-педагогического партнерства;индивидуально-личностного развития;интегративности программ духовно-нравственного воспитания;социальной востребованности воспитания.
Нормативные документы по духовно-нравственному развитию и воспитанию личностиФедеральные1. В Закон Российской Федерации «Об образовании» внесена поправка, что основная задача образования – формирование духовно-нравственной личности. 2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в системе общего образования. 2009г. Региональные Долгосрочная целевая программы «Организация духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в Тульской области на 2009-2011 годы»: Утверждена постановлением Администрации Тульской области от 02.04.2009 № 198