Основные теоретические подходы к понятию одаренности детей Кондрашова Л.В.учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №8г.Каменск-Шахтинского
Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными», до уровня одаренного можно развить практически любого ребенка«одаренные дети встречаются крайне редко»,т.е. одаренность – уникальное явление
Кого считать одаренными детьми? Н.С.Лейтес выделяет 3 категории детей, которых принято обычно называть одаренными: дети с высоким IQ; дети, достигшие выдающихся успехов в каком-либо виде деятельности, дети с высокой креативностью (способностью к творчеству).
Кого считать одаренными детьми? М.А.Холодная выделяет шесть категорий: ‘сообразительные’ ‘блестящие ученики’‘креативы’‘компетентные’‘талантливые’‘мудрые’
Концепция американского исследователя Дж. Рензулли: одаренность есть сочетание трех основных характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень); креативности; настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).
Психолог Б.М.Теплов Понятие «одаренность» трактует как обеспечение успешности в какой-либо деятельности не отдельной способностью, а своеобразным их сочетанием, которые характеризует личность. Такое понимание одаренности требует целостного подхода к обучению, воспитанию, развитию, т.к. одарен не сам по себе ум человека, а одарена его личность.
Таким образом, одаренными чаще всего называют: детей с высокими показателями по специальным тестам интеллекта (“IQ”);детей с высоким уровнем творческих способностей;детей, достигших успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты) – их чаще всего называют талантливыми;детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность);
Виды одаренности психомоторная, интеллектуальная, творческая, академическая, Социальная, духовная
В учебной деятельности одаренные дети Хотят добиваться успехов в учебе и приобретать знания, не воспринимая это как насилие над собой.Способны к самостоятельным действиям благодаря приобретенным ранее умственным навыкам.Умеют критически оценивать окружающую действительность и проникать в суть вещей и явлений.Погружены в философские проблемы, касающиеся вопросов жизни и смерти, религии и сущности мироздания.Не довольствуются поверхностными объяснениями, даже если они кажутся достаточными для их сверстников. Постоянно стремятся к самосовершенствованию и стараются все делать хорошо (перфекционизм). Отсюда - постановка завышенных целей и тяжелые переживания в случае невозможности их достижения.
В учебной деятельности одаренные дети Могут полностью концентрировать внимание и погружаться в проблему, подавляя любые «помехи». Способны фиксировать свой опыт и оперативно применять его в экстремальной ситуации.Урок для них особенно интересен, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, импровизация и парадоксы.Умеют выделять главное в проблеме и в жизни, необходимое в данный момент для самореализации. Лучше других своих сверстников способны раскрывать отношения между явлениями и сущностью, использовать логические операции, систематизировать и классифицировать материал.Остро переживают несправедливость в случае нарушения морально-нравственных норм и отношений.
«Минусы» одаренных детей Негативными сторонами одаренных детей являются следующие качества личности:Эгоцентризм и неспособность вставать на точку зрения другого человека, особенно если он интеллектуально слабее.Неприязнь к школе, если учебная программа скучна и неинтересна. Отставание в физическом развитии по сравнению со сверстниками, так как одаренный ребенок предпочитает интеллектуальные занятия. Отсюда неумение принимать участие в коллективных спортивных играх.
«Минусы» одаренных детей Отсутствие культуры диалога и желание заканчивать мысль собеседника, так как уже с первых слов схватывает суть проблемы. Стремление прерывать и поправлять собеседника во время разговора, если тот делает логические ошибки или неправильно ставит ударение в словах.Стремление всегда быть правым в споре из-за отсутствия конформизма и способности идти на компромисс.Стремление командовать сверстниками - иначе ему становится скучно с ними.
Необходимые условия работы с одаренными (Теплов): сохранение индивидуальности; поддержка собственной познавательной потребности; знание психологических особенностей «одаренных».
Рекомендации по развитию одаренного ребенка Работа по индивидуальному плану с большими объемами учебных заданий.Предоставление большей самостоятельности.Требование выполнения обычного учебного задания в нескольких альтернативных вариантахУделение большего внимания физическому и нравственному развитию.
Качества, необходимые учителю для работы с одаренными детьми: быть доброжелательным и чутким;разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы;иметь высокий уровень интеллектуального развития;иметь широкий круг интересов и умений;быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одаренных детей;
Качества, необходимые учителю для работы с одаренными детьми: иметь живой и активный характер, обладать чувством юмора;проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию;иметь творческое, возможно, нетрадиционное личное мировоззрение;обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью.
А. Н. Колмогоров: «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе».