Достоинства и недостатки применения компьютера на уроках Давыдова Т.Н.Учитель математики МКОУ Горбуновская СОШ
Использование компьютерных технологий позволяет учителю в определённой степени добиться следующих целей: представить на уроках математики максимальную наглядность (благодаря настройки изображений, анимации, и др); повысить мотивацию обучения (в связи с развитием информатизации); использование на уроках разнообразных форм и методов работы с целью максимальной эффективности урока; вовлечение учащихся в сознательную деятельность; использование тестовых программ с моментальной проверкой и выставлением компьютером отметки за выполненную работу.
По данным исследований, в памяти человека остается 25% услышанного материала, 33% увиденного, 50% увиденного и услышанного, 75% материала, если ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения.
Наиболее эффективно использование компьютера при:мотивации введения понятия;обучении (подаче материала);демонстрации;моделировании;отработке определенных навыков и умений;контроле знаний;организации исследовательской деятельности учащихся;интегрировании предметов естественно-математического цикла.
Программное обеспечение учебных дисциплин очень разнообразно: программы-учебники, программы-тренажёры, словари, справочники, энциклопедии, видеоуроки, библиотеки электронных наглядных пособий.
Можно выделить различные типы обучающих компьютерных программ: Программы, ориентированные на усвоение нового материала в режиме программированного обучения; Программы, реализующие проблемное обучение, учитывающие не только результат, но и стратегию изучения материала; Программы, предназначенные для закрепления умений и навыков (тренажеры); Демонстрационные и иллюстрационные программы, моделирующие и анализирующие конкретные ситуации; Обучающие игровые программы, получившие широкое распространение из-за своей привлекательности; Контролирующие программы; Информационные.
Возможности компьютера могут использоваться в предметном обучении в следующих вариантах: фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала; использование диагностических и контролирующих материалов; использование презентаций на уроках;выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий; использование компьютера для вычислений, построения графиков, сечений многогранников.формирование информационной компетентности учащихся, т.е. умения получать информацию из различных источников.
Применение презентаций на уроке позволяет:более качественно реализовать принципы наглядности и доступности при обучении, эффективнее использовать время на уроке. создавать проблемные ситуации на уроке, что активизирует познавательную деятельность учащихся.
Тестирование.Обучающие тесты - тесты, предназначенные для выработки навыка применения полученных знаний при выполнении определенных заданий. Контролирующие тесты – тесты, предназначенные для проверки знаний учащихся по теме. Тестирование позволяет организовать самоаттестацию учащихся (проверить свои знания без участия учителя)
Интерактивная доскаИнтерактивная доска – уникальное учебное оборудование, представляющее собой сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор.
Отличие от мультимедийного проектора В отличие от обычного мультимедийного проектора интерактивная доска позволяет не только демонстрировать слайды и видео, но и рисовать, чертить, наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые изменения, и сохранять их в виде компьютерных файлов. А кроме этого, сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным.
С другой стороны,использование компьютера без учета особенностей дидактических процессов, несоблюдение режима работы учащихся за персональным компьютером оказывают негативное влияние на здоровье школьников и на учебно-воспитательный процесс в целом работа с компьютером связана со значительными умственными, зрительными и нервно-эмоциональными нагрузками
недостатки:· диалог с программой обычно лишен эмоциональности;· программисты не всегда могут учесть особенности конкретной группы учащихся;· не обеспечивается развитие речевой, графической и письменной культуры учащихся;· помимо ошибок в изучении целевого предмета, которые ученик делает и на традиционных уроках, появляются еще технологические ошибки - ошибки работы с программой;· материал, как правило, подается в условной, сильно сжатой и однообразной форме;· контроль знаний ограничен несколькими формами - тестами или программированными опросами;· от учителя целевого предмета требуются специальные знания;
Однако отказываться от компьютера в образовании нельзя, но нельзя и злоупотреблять компьютеризацией. Компьютер не должен и не может заменить учителя, его живого и эмоционального общения с учащимися.
Критерии полезности конкретной технологии в образовании, можно сформулировать следующим образом: та или иная учебная компьютерная технология целесообразна, если она позволяет получить такие результаты обучения, какие нельзя получить без применения этой технологии.
Урок с использованием компьютерной поддержки на современном этапе нельзя рассматривать как основную форму урока. Пока он играет вспомогательную роль.
Цель обучения математике - не столько передать информацию, сколько научить решать определенные классы задач и развивать мышление учащихся - применение компьютера здесь вызывает определённые трудности.
Принципы разработки урока с компьютерной поддержкой Необходимо учитывать следующие факторы, влияющие на построение урока: Методическая цель урока и определяемый ею тип урока (объяснение нового материала, закрепление, обобщение пройденной темы, промежуточный контроль и т.п.). Численность учебной группы (класса) и численность компьютеров в учебном кабинете. Гигиенические требования к работе учащихся за компьютером. Согласно действующим нормам учащиеся 7 классов могут непрерывно работать с компьютером не более 20 минут. Норма непрерывной работы за компьютером для учащихся 8-9 классов - 25 минут, 10-11 классов - 30 минут на первом, 20 минут на втором уроке. Количество уроков с применением компьютера в неделю не должно превышать 6 - сюда относятся также уроки с использованием телепередач, кинофильмов, диапозитивов и кодопозитивов и т.п.
Следует помнитьСлишком частое проведение уроков с использованием компьютеров может отрицательно сказаться на результатах обучения: в сознании ребенка геометрический объект или теорема могут прочно ассоциироваться с кнопками и готовыми чертежами. Большее разнообразие учебных ситуаций и гибкое оперирование образами достигается на традиционных уроках с помощью карандаша и линейки, самостоятельными построениями и переосмыслением изученного.
Следует знатьпри изучении темы нельзя злоупотреблять компьютерной поддержкой, равно как и любым другим одним методом работы
«За» и «против»Согласно опубликованным в литературе данным максимальная частота и длительность применения средств ИКТ в учебном процессе определяется возрастом учащихся, характером учебного предмета и необходимостью использования в познавательной деятельности.
В своей работена уроках стараюсь чередовать напряженный умственный труд и эмоциональную разрядку, разнообразные приемы и методы, использую упражнения для снятия напряжения и утомления при работе с компьютером и для улучшения мозгового кровообращения.
Перспективы: вовлечение учащихся в сознательную деятельность (по самостоятельному изготовлению презентаций с помощью компьютерных средств и средств мультимедиа); использование различных программных средств тестового контроля на уроках математики (программы с пакета Microsoft Office(тесты в Excel, PowerPoint), специальные редакторы тестов); использование Интернет ресурсов (при выполнении творческих заданий, при написании рефератов, при поиске необходимой информации и т.п.) не только педагогом, но и учащимися.
1. Собирай по ягодке – наберёшь кузовок;2. Дело мастера боится;3. Старая песня на новый лад;4. У страха глаза велики;5. Через тернии к звездам; 6. Грамоте учиться всегда пригодится;7. Где хотенье – там уменье;8. Терпение и труд всё перетрут;9. Ах, как я устал от этой суеты;10. Без труда не вытащишь рыбку из пруда.
Спасибо завнимание