Финансовая академия при Правительстве Российской ФедерацииУправление информационных образовательных технологийПедагогические основы применения технических средств обучения Вопросы занятия:Технические средства обучения в учебном процессеОсновные рекомендации к оформлению учебно-методических материалов при разработке электронных изданийПрименение мультимедийного аппаратного комплекса (МАК) при проведении занятий
Понятие технических средств обучения (ТСО) Технические средства обучения представляют собой комплекс светотехнических и звуковых учебных пособий и аппаратуры, служащий для активизации процесса обучения аудиовизуальные средства (пособия) Аудиовизуальные средства обучения обеспечивают образное восприятие изучаемого материала и его наглядную конкретизацию в форме наиболее доступной для восприятия и запоминания.
Задачи ТСО в педагогической деятельности разнообразят формы обучения, расширяют количество и доступность различных источников информации, обеспечивают удобство её получения рационализируют и ускоряют процессы познания изучаемых дисциплин помогают эффективно усваивать иностранные языки способствуют овладению современным экономическим мышлением и навыками управленческой деятельности поднимают общекультурный уровень обучаемых людей, способствуют их эстетическому воспитанию помогают в утверждении правильных мировоззренческих и поведенческих качеств личности в сфере взаимного человеческого общения, овладению основами воспитательной работы в коллективе облегчают усвоение методологических подходов к познавательной и профессиональной практической деятельности, более полно освещают основные черты творческой работы, пути поиска эффективных решений возникающих проблем повышают готовность людей разных возрастных категорий к самообразованию позволяют уменьшить противоречие между возрастающим потоком информации и ограниченным временем на её изучение
Условная классификация ТСОВиды технических средств обучения Светотехническиетелепередачи, учебные кино- и видеофильмы, диапозитивы и диафильмыЗвукотехническиеучебные CD, магнитофонные записи, грампластинки, радиопередачи, лингафонное оборудованиеСредствапрограммированногообучения обучающие программы, обучающие машины и др.
Требования к преподавателю при использовании ТСО находить наиболее рациональное применение как отдельных видов технических средств обучения, так и их комплексного сочетания соблюдать строгое логическое построение, последовательность и предельную ясность в демонстрации рассматриваемых предметов, явлений и процессов обращать внимание обучаемых на самые важные, существенные признаки предметов, явлений или процессов при их всестороннем изучении выделять главное в содержании информации; по возможности исключать из визуального и звукового ряда посторонние предметы и звуки, не относящиеся к изучаемому процессу и отвлекающие внимание обучаемых людей от сосредоточенного рассмотрения основного в данной теме соотносить длительность показа и разъяснения отдельных фрагментов учебного материала с их сложностью и значимостью в изучаемой теме, а также с психологическими особенностями восприятия нового материала аудиторией при первоначальной его демонстрации
Требования к преподавателю при использовании ТСО не допускать перегрузки занятий экранно-звуковыми средствами приучать учащихся к самостоятельной работе с применением новейших технических средств обучения, умению извлекать с их помощью нужный учебный материал, осмысливать и перерабатывать его опережать контингент своих слушателей в части освоения новой техники и современных средств обучения, настойчиво внедрять полученные знания в практику своей работы и в педагогическую деятельность преподавательского состава учебного заведения быть образцом высокой культуры для всех окружающих, систематически пополнять и развивать знания и навыки учащихся в области этики и эстетики; стремиться к воссозданию образа высококультурного российского интеллигента Преподаватель должен помнить, что сами по себе технические средства обучения не подменяют его, как педагога, в процессе воспитания и наделения знаниями учащихся, а лишь оказывают вспомогательную, хотя и очень существенную, роль.