Профильное обучение в условиях модернизации образования
Профильное обучение в школе. Это что такое? Профильное обучение не является профессиональным или производственным, его главная цель - самоопределение учащихся, формирование адекватного представления о своих возможностях. То есть, профильное образование - это углубление знаний, склонностей, совершенствование ранее полученных навыков через создание системы специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы. Эта подготовка ориентирована на индивидуализацию обучения и профессиональную ориентацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда.
Основные задачи системы профильного обучения в средней школе Дать учащимся глубокие и прочные знания по профильным дисциплинам, то есть, именно в той области, где они предполагают реализовать себя по окончании школы. Выработать у учащихся навыки самостоятельной познавательной деятельности, подготовить их к решению задач различного уровня сложности. Сориентировать учащихся в широком круге проблем, связанных с той или иной сферой деятельности
Основные задачи системы профильного обучения в средней школе Развить у учащихся мотивацию к научно-исследовательской деятельности. Выработать у учащихся мышление, позволяющее не пассивно потреблять информацию, а критически и творчески перерабатывать ее; иметь своё мнение и уметь отстаивать его в любой ситуации. Сделать учащихся конкурентоспособными в плане поступления в выбранные ими вузы.
Организация системы профильного обучения Предпрофильные девятые классы Задачи: Учебная - «научить учиться»ПрофориентационнаяЗадача общего развития Профильные старшие классы: Профильные классы, функционирующие в системе "школа-вуз". Профильные классы, использующие специально разработанные учебные планы. Классы углубленного изучения профильных предметов.
Основная цель предпрофильного обучения - заранее помочь школьникам определиться с выбором будущего профиля обучения
Цели предпрофильной подготовки учащихся создание условий обучающимся 9 классов для предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной будущей деятельности и выбора профиля обучения в 10 классе
Задачи: сформировать готовность у обучающихся к принятию решения о выборе индивидуального маршрута в образовательном пространстве; организовать деятельность по оказанию обучающимся психолого-педагогической поддержки в проектировании вариантов продолжения обучения; сформировать у обучающихся общеобразовательные навыки, необходимые для дальнейшего жизненного, профессионального и социального становления
Ожидаемые результаты Доступность профильного обучения для всех учащихся 9-ых классов. Повышение качества знаний девятиклассников. Обученность учащихся 9-ых классов способам принятия решений о выборе индивидуального маршрута образовательной деятельности. Осознанность выбора дальнейшего профилизирующего направления собственной деятельности выпускниками основной школы
Реализация профильного обучения в школе Задача профилизации: создать такие условия в школе, чтобы каждый ученик нашел себя, понял, к какой сфере деятельности он склонен и наиболее способен.
Цель профилизации: обеспечить преемственность старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования, подготовить выпускников к поступлению в эти учебные заведения
От чего зависит выбор профиля? От профессиональных устремлений школьника и его планов на будущее: будет ли он продолжать профильное изучение отдельных предметов в специализированном учебном заведении; будет ли изучаемый предмет служить для него средством изучения другой предметной области; собирается ли выпускник использовать знания в практической деятельности сразу после окончания школы.
Структура и содержание профильного обучения Базовые общеобразовательные предметы Профильные общеобразовательные предметы Элективные курсы
Сетевое взаимодействие школ
Количество обучающихся в профильных классах Шоршелы Сутчево Первое Чурашево 11 кл.10 кл.
Профильные классы Социально-гуманитарный Русский язык Английский язык История ОбществознаниеФизико-математический Математика Физика Информатика Естественнонаучный Химия Биология Русский язык
Физико-математический Математика – 3 часа – Ефимов А.И. Решение уравнений и неравенствФизика – 2 часа – Карпова Э.Ю. Через тернии к звездамИнформатика – 1 час – Егорова Т.М. Информационные и коммуникативные технологии
Социально-гуманитарный Русский язык – 2 часа – Григорьева Н.А. Культура речиАнглийский язык – 2 часа – Сидорова Л.Н. Английский для будущего История – 1 час – Миронов В.В. Россия: прошлое, настоящее, будущее Обществознание – 1 час - Миронов В.В. Истоки становления современного общества
Естественнонаучный Химия – 2 часа – Григорьева Е.И. Решение нестандартных задач Биология – 2 часа – Егорова Е.Н. Общие закономерности биологииРусский язык – 2 часа – Алексеева А.А. Текст и его анализ
Проблемы организации профильного обучения Сложности при подвозе учащихся близлежащих школ в ресурсный центр;невозможность деления классов или параллелей на необходимое количество профильных подгрупп; сложности организации профильного обучения в школе с 1-2-мя классами в параллели
Переход к профильному обучению позволяет: создать условия для дифференциации содержания обучения старшеклассников, построения индивидуальных образовательных программ;обеспечить углубленное изучение отдельных учебных предметов;установить равный доступ к полноценному образованию разным категориям обучающихся, расширить возможности их социализации;обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, в том числе более эффективно подготовить выпускников общеобразовательных учреждений, реализующих программы среднего (полного) общего образования к освоению программ высшего профессионального образования
Профильное обучение – это шаг во взрослую жизнь При наборе в 10-е классы для нас главным является даже не результат, с которым школьник подошел к этому этапу, а его интересы, склонности, отношение к учебе.
Ефимова Галина Порфирьевна Заместитель директора по УВР МОУ «Шоршелская СОШ» Мариинско-Посадского района Чувашской Республики