АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ Из опыта работы учителя русского языка и литературы Побединской средней школы № 4 Ощепковой Татьяны Григорьевны
I. Актуальность проблемы активизации познавательной деятельности учащихся. Активизация познавательной деятельности учеников – одна из актуальных проблем школьного образования на современном этапе.Эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности ученика в этом процессе.Требованиями времени объясняется постоянный педагогический поиск учителей, направленный на разработку эффективных дидактических средств
Задачи учителя. Ввести учащихся в мир прекрасного, приобщая их к образцам отечественной и мировой художественной культуры, к духовным исканиям выдающихся писателей. Воспитать потребность в чтении, интерес к литературе.Научить понимать художественное слово и на этой основе формировать понимание жизни, активное отношение к действительности, идейно-нравственные позиции, эстетические вкусы, взгляды, потребности, высокую общую и читательскую культуру.
II. Формы и методы, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся на уроках литературы. эмоциональный
II.1. Проблема образного мышления. Природа образного мышления едина как для писателя, так и для читателя. Урок должен строиться как художественное произведение. Учитель должен быть искренен и правдив. Только в таком случае можно надеяться на успех.
II. 2. Самостоятельная учебная работа, как способ активизации познавательной деятельности учащихся. Разноуровневые задания.Школьник выступает в качестве исследователя, интерпретатора художественного текста. Одновременно осуществляется и контроль и обучение.Задействован весь класс.
II.3. Приём сравнения как метод активизации познавательной деятельности учащихся связанная
II.4. Приём проблемного обучения. Создавать проблемные ситуации. Учить решать нестандартные задачи. Поднимать уровень мыслительной деятельности учащихся.
II.5. Урок-диспут. Диспут развивает устную речь, учит общению, стимулирует творческую самостоятельность учащихся. Идейный спор по волнующей его участников проблеме помогает формированию нравственной убежденности, становлению активной жизненной позиции.
II.6. Использование разнообразных творческих заданий. Разнообразные творческие задания развивают познавательные способности каждого ребёнка, позволяют использовать индивидуальный опыт ученика, помогают личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться, а не формировать заранее заданные свойства. Выполнение подобных заданий создаёт творческую атмосферу, делает урок незабываемым, вызывает больший интерес к изучаемому предмету, способствует проявлению инициативности и творческой самостоятельности школьников.
II.7. Эвристическая беседа. Стимулирующие вопросы и инструкции учителя при умелой их формулировке заставляют школьников в поисках ответов активно оперировать учебным материалом, анализировать его, осмысливать, обеспечивая тем самым глубокую переработку усваиваемого материала и, как следствие, его прочное запоминание.
II.8. «Хорошие и разные стихи». Надёжным помощником в своей работе считаю стихи. В начале урока провожу поэтические пятиминутки. Читаю стихи, прошу ребят определить, кому принадлежат строки.Многие в классе увлекаются поэзией, заводят поэтические тетради, заучивают их наизусть. Некоторые и сами начинают писать стихи.Помогают мне стихи и тогда, когда нужно воссоздать личность писателя в связи с эпохой.Уроки, посвященные изучению поэзии, особенно любимы старшеклассниками. Они охотно идут на постановочные уроки.
II.9. Комментированное чтение. Комментированное чтение помогает учащимся правильно понять трудные места текста, уяснить смысл непонятных слов и выражений, отсутствующих в современном литературном языке, а также научить выразительно читать текст, показать учащимся, какую огромную роль играет слово в обрисовке характера литературного героя.
II.10. Лекция и слово учителя на уроках литературы. Лекция, семинар, беседа, комментированное чтение, диспут не определяют активность или пассивность занятия. Все зависит от того, способен ли вид урока будить мысль, увлекать чувством, побуждать к действию. Активность сама по себе не возникает. Она создается творческим трудом учителя и учащихся, поэтому невозможно дать рецепта, как нужно читать лекцию или проводит семинар. Главное – нужно учить ребят воспринимать лекцию.В средних классах это ещё не лекция, а слово учителя, поэтому для активного восприятия слова учителя учениками необходимо научить их не только слушать, но и выделять главную мысль.
II.11. Обучение составлению видов записи. В старших классах учу составлять план, тезисы, конспект. Для этого провожу урок «Виды записи».Большое значение придаю составлению сложного плана, объясняю его необходимость для написания сочинения.
II.12. Приёмы осуществления обратной связи. В течение урока все умственные действия учащихся незаметно перетекают одно в другое, потому что есть один проводник – учитель, ведущий класс от проблемной экспозиции к кульминации и развязке урока. Но каждый урок предполагает осуществление обратной связи с учеником: он должен уметь самостоятельно воспроизводить, оценивать, анализировать художественное произведение.
Приемы эти разнообразны: сочинение – главная форма обратной связи;викторины, тесты;составление словарей на предложенную тему;тематических сборников;заочные экскурсии;литературные салоны;размышления вслед за писателем.
III. Вместо заключения. Время вносит свои коррективы в образовательный процесс, поэтому арсенал методических средств каждого учителя постоянно пополняется. Проведение нестандартных уроков соответствует требованиям современной методики. Только постоянный поиск, педагогическое мастерство и самостоятельность, объединение усилий ученика и учителя, взаимное уважение и бескорыстная любовь к художественной литературе, совместное постижение ее вечных вопросов, загадок и нравственных уроков помогут в современном мире возродить интерес к искусству слова, приобщить к прекрасному.
ПРИЛОЖЕНИЯ: Приложение № 1. Ток-шоу «Большие» Разработка урока развития речи по теме: «Патриотизм: знак вопроса». (11 класс)Приложение № 2. «Книга женской души». Анне Андреевне Ахматовой посвящается… (Открытый урок по литературе в 11 классе).Приложение № 3. Экзаменационный реферат на тему: «Книга «Сонетов» В. Шекспира как единое целое».Приложение № 4. Разработка курса «Основы стихосложения».
ПРИЛОЖЕНИЯ: Приложение № 5. «Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет». Разработка внеклассного мероприятия по творчеству А.С. Пушкина в 9 классе.Приложение № 6. «Литература и кино». Проект программы элективного курса по литературе.Приложение № 7. «Внимая ужасам войны…» 65-летию Великой Победы посвящается. (Разработка урока-мужества).