Мотивация учения и ее формирование у учащихся начальной школы.
Мотивы учения младших школьников Непосредственно-побуждающие (яркость, новизна, занимательность, желание получить хорошую отметку, заслужить похвалу учителя или родителей, страх перед наказанием )Учебно - познавательные (интерес к знаниям, любознательность)Перспективно-побуждающие (ответственность, стремление хорошо окончить школу, хорошо работать)
Формирование мотивов учения младших школьников
Приемы активновного мотивированного овладения учащимися системой знаний и способами деятельности
Мотивационный этап Создание проблемной ситуации Привлечение занимательного материала Применение наглядных средств обучения Использование неожиданной, противоречивой информации Эмоциональная насыщенность содержания Эмоциональная зарядка Соревновательные и игровые моменты Разъяснение и постановка цели деятельности Разработка плана действий
Операционно-познавательный этап
Рефлексивно-оценочный этап Создание ситуации успеха Указание на удачные , рациональные моменты деятельности Оценочные, подбадривающие обращения учителя Поддержание инициативы Самооценка Рефлексия Прием открытого конца урока
Тест-опросник на выявление мотивации учащихся1. Я учусь потому, что на уроке интересно2. Я учусь, потому, что заставляют родители3. Я учусь потому, что хочу больше знать4. Я учусь, чтобы потом хорошо работать5. Я учусь, чтобы доставить радость родителям6. Я учусь, чтобы не отставать от товарищей7. Я учусь потому, что строгий учитель8. Я учусь потому, что в наше время нельзя быть незнайкой9. Я учусь потому, что нравится учитель