ОТЧЕТ«Формирование ключевых компетенций в современной школе»Первый этап
Под компетентностью мы понимаем способность ученика объединить различные (когнитивные, эмоциональные, волевые) компоненты деятельности с целью успешного достижения результата.
общекультурная компетентность: - диалоговая форма общения с окружающими людьми; - эстетическая и этическая культура выпускника и др.;социальная компетентность: - высокая информированность учащихся об основных идеях, понятиях, концепциях в предметных областях знаний; - умение самостоятельно критически мыслить;- навыки анализа ситуаций возникающие в реальном мире проблемы, и умении проектировать и планировать пути рационального их преодоления;- самостоятельно управлять собственным развитием и собственной деятельностью по достижению поставленных целей;- рефлексивно оценивать собственное поведение и события в окружающем мире;
коммуникативная компетентность- владение иностранными языками;умение сознательно делать свой выборинформационная компетентность: - интеллектуальные способности в самостоятельном приобретении новых знаний, средств и способов познавательной деятельности и др.;- умение работать с различными видами информации
Цель отбор оптимальных средств и апробация педагогических технологий, способствующих формированию ключевых компетенций учащихся в образовательном процессе школы. Главный результат проекта – подготовка выпускников школы к успешной социальной адаптации в жизни: развитие способностей созидания собственной жизни и жизни общества, адекватного самоопределения в профессиональном выборе, самореализации в профессиональной деятельности, общекультурном и интеллектуальном самосовершенствовании на духовно-нравственных национально-патриотических основах.
Объект эксперимента образовательный процесс, способствующий формированию ключевых компетенций учащихся в общеобразовательной школе
Предмет эксперимента средства, способствующие формированию ключевых компетенций учащихся
Гипотеза эксперимента Организация подготовки выпускника школы к активной деятельности в жизни страны будет более успешной, если он будет обладать не просто знаниями, умениями и навыками, но и основными ключевыми компетенциями.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой определены задачи исследования: Создать условия для профессионального самоопределения участников эксперимента (научных руководителей, администрации школы, воспитателей, методистов, родителей). Формирование коллективного субъекта проекта. Провести анализ существующих программ школьного образования с точки зрения возможностей их использования для формирования ключевых компетентностей;Выявить и научно обосновать совокупность средств сформированности ключевых компетенций школьников;Апробировать концептуальную модель(систему оценки)оценки успешных личностных достижений у участников образовательного процесса через творческую группу исследовательской деятельности.Разработать технологические и инструментальные средства для реализации компетентностного подхода в практику педагогов школы.Составить программы и методические рекомендации по формированию ключевых компетенций у школьников.
Учащиеся: овладеют ключевыми компетенциями, способствующими достижению успеха в изменяющихся условиях современного общества (навыки исследовательской самостоятельной деятельности, коммуникативные способности – умениями создавать новый продукт, вступать в диалог и полилог, общекультурная подготовка, знание и владение коммуникационными средствами связи и т. д.);сформируют целостное представление о явлениях в окружающем мире и мире ценностей, современное мировоззрение культурного человека;смогут проектировать и управлять собственной деятельностью не только в сфере школьного образования, но и в рамках дополнительного образования, творческих, спортивных занятий;овладеют культурой взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями, минимизируются конфликтные ситуации в школе и дома, научатся осознано делать свой выбор.
Учителя: расширят возможности для развития педагогического творчества, достижения образовательных результатов, фиксирующих реальные успехи детей в «зоне их ближайшего развития» за счет применения продуктивных, исследовательских, творческих методик и развивающих технологий обучения и модернизации содержания образования, ориентированного на компетентностный подход;овладеют способами диалоговых форм взаимоотношений с учащимися и их родителями за счет привлечения родителей и детей к процессу образования и повышения ответственности их за результаты образовательной деятельности.
Родители: расширят возможности родительского влияния на процессы воспитания и образования в школе, включая непосредственное участие в качестве педагогов – непрофессионалов в образовательном процессе, а также в управлении делами школы;смогут рационально использовать интеллектуальный, профессиональный, семейный потенциалы для воспитания и качественного образования детей;нормализуют психолого-педагогическую атмосферу, наладят партнерские взаимоотношения с детьми и учителями и уменьшат количество конфликтов в школьной среде.
Подходы к методике обучения учащихся:Активное обучение, предполагающее репродукцию и «создание» собственного знания;Интерактивное обучение, результатом которого становится самостоятельное «создание» нового знания;Внеклассная работа.
Главный ожидаемый результат эксперимента подготовка выпускников школы к успешной социальной адаптации в жизни: развитие способностей созидания собственной жизни и жизни общества, адекватного самоопределения в профессиональном выборе, самореализации в профессиональной деятельности, общекультурном и интеллектуальном самосовершенствовании на духовно-нравственных национально-патриотических основах.
Ученик Поурочная деятельностьСинхронизированный курс по истории древнего мира и МХКВнекласснаяДеятельность Курс классных часов МОЙ ВЫБОРЕВРОКЛУБПроектная Деятельность- Музеи мира- Дух демократииЗдравствуй,, музей!
Организация работы с участниками эксперимента: Семинар практикум по изучению документов эксперимента;Изучение научно-педагогической литературы по проблеме эксперимента;Методическая учеба для классных руководителей по проблеме «Мое действие -мой выбор»;Деловая игра «Новые формы организации воспитательного процесса в школе»;Обобщения опыта коллег по вопросам эксперимента;Подведение итогов экспериментальной работы.
Разработаны
Методическая учеба для классных руководителей. Мастер-класс по теме: «Белая ворона в классе» (кл. час);«Суд над компромиссом» (ролевая игра);«Наркомания знак беды» (кл. час);«Я имею право» (кл. час)
«Евроклуб» Разработка Устава;Проект «Клуб друзей по переписке»;Проект «Бульварное кольцо» (англ. язык)Заседание по теме: «Европейский союз - вопросы и ответы»;День рождения Евроклуба на Воробьевых горах;Проект «Музеи мира» - «Музей Шерлока Холмса» (рус./англ. язык); День Европы на Воробьевых горах.
День рождение Евроклуба
Праздник «Франкофония»
День Европы на Воробьевых горах
День Европы на Воробьевых горах
Методическое обеспечение эксперимента: Мониторинговые исследования формирования ключевых компетенций;Синхронизированный курс по истории Древнего мира и МХК;Дидактический материал по истории Древнего мира (часть I и II);Разработка курса «Здравствуй, музей!» в среднем и старшем звене;Программа курса «Диалог о Конвенции»;Гражданско - правовое образование в школе - неделя науки «Имею право»;Проект «Толерантность в современном мире» - система тренингов.
Экскурсия по Санкт-Петербургу
Палеонтологический музей
Разработка классных часов по курсу «Мой выбор»: «Я выбираю»«На пороге моего выбора» «Мы в ответ за них или ответственные родители» (цикл кл.часов по проблеме табакокурения)
Компьютерные презентации: Моя малая Родина Дух демократии
Спасибо за внимание!