Семинар. Вопросы профориентации школьников наII и III ступенях обучения.
Причины перехода на профильное обучение Отчетливая дифференциация интересов и жизненных планов учащихся Недостаточные условия школы для построения успешной профессиональной карьеры Необходимость осознанного выбора будущей профессии большинством выпускников Специфические требования, предъявляемые к выпускникам школ учреждениями профессионального (в частности высшего) образования
Концепция профильного обучения.
Цель профильного обучения Создание системы специализированной подготовки, ориентированной на индивидуализацию обучения и специализацию учащихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда
Основные задачи профильного обучения Дать учащимся глубокие и прочные знания по профильным дисциплинам Выработать у учащихся навыки самостоятельной познавательной деятельностиСориентировать учащихся в широком круге проблем, связанных с той или иной сферой деятельности Развить у учащихся мотивацию к научно – исследовательской деятельности Выработать у учащихся мышление, позволяющее не пассивно потреблять информацию, а критически и творчески перерабатывать ее; иметь свое мнение и уметь отстаивать его в любой ситуации Сделать учащихся конкурентноспособными
Организация системы профильного обучения Предпрофильные девятые классы и профильные старшие классы. В предпрофильных классах решаются следующие задачи: учебная – «научить учиться», профориентационная и задача общего развития. Но основная цель предпрофильного обучения в 9 – ых классах – заранее помочь школьникам определиться с выбором профиля обучения
Организация системы профильного обучения Старшая профильная ступень обучения в любой школе, в зависимости от ее возможностей и выбора, может состоять из классов следующих видов: Профильных классов, функционирующих в системе «школа – вуз» Профильных классов, использующих специально разработанные учебные планы Классов углубленного изучения профильных предметов
Проблемы организации профильного обучения Отсутствие квалифицированных кадров, способных реализовывать программы профильного обучения Невозможность деления классов или параллелей на необходимое количество профильных подгрупп Сложности организации профильного обучения в школе с 1 – 2 – мя классами в параллели
Особенности профильного обучения вводится на старшей ступени образования количество профилей составляет, как минимум, два (редко) и больше сохраняется возможность внепрофильного обучения количество и объем инвариантных учебных предметов существенно сокращается, а вариативность обучения при этом достигается за счет расширения спектра элективных учебных курсов, выбираемых учащимися
Основные технологии профильного обучения Модульное обучениеБалльно – рейтинговое обучениеИсследовательская технологияПроектная технологияИнформационная технология (дистанционное обучение)Технология развития критического мышленияТехнология проблемного обученияТОГИС (работа с информацией)Ситуационная технологияДеловые игрыМоделирование
Предпрофильная подготовка учащихся 9 – х классов Перечень программ, представленных в сборнике Юный физиолог. Физиология высшей нервной деятельности.Основы медицинских знаний.Фармакология как звено практической медицины.Экология. Город. Здоровье. (Азбука экологической безопасности).Основы ландшафтного дизайна и его экономические возможности.Кожа – зеркало здоровья.Насекомые – вредители.Служит людям ветеринария.Лес и человек.Подари мне цветок.Клетка – единица структуры функций живых организмов.Анатомия человека.Физиология растений.Декоративное оформление мини – участка.Твои возможности человек.Питание и здоровье.Путешествие в мир растений.
Цели изучения элективных курсов Цель изучения элективных курсов – ориентация на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся, на подготовку к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности
Функции элективных курсов изучение ключевых проблем современностиориентация в особенностях будущей профессиональной деятельности, «профессиональная проба»поддержание изучения профильных предметов на заданном профильном уровнеудовлетворение познавательных интересов школьника в областях деятельности человека, выходящих за рамки выбранного им профиля. Например, школьник, обучающийся в гуманитарном классе, выберет курс «Компьютерные технологии», а школьник из технологического профиля может изучать курс «Зарубежная литература 20 века»развитие содержания одного из базовых курсов, изучение которого в данной школе (классе) осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне, позволит школьникам подготовиться к сдаче ЕГЭ по выбранному предмету на профильном уровневыполнение роли «надстройки», дополняя содержание профильного курса, такой курс становится углубленным, а класс, в котором он изучается, превращается в класс с углубленным изучением отдельных дисциплин
Набор элективных курсов для 10 – 11 классов профильной школы
Основные требования к содержанию и методике изучения элективных курсов Личностно – актуальная и социально значимая тематика;Поддержка базовых курсов, а также возможность для углубленной профилизации и выбора индивидуальной траектории обучения;Опора на методы и формы организации обучения, отвечающие образовательным потребностям учителя и учащихся, а также адекватные будущей профессиональной деятельности учащихся;Включение учащихся в теоретически обоснованную практическую деятельность, соответствующую профилю обучения;Обеспечение формирования и развитие общеучебных, интеллектуальных и организационных способностей и навыков;Система диагностики и оценивания, стимулирующая стремление к личностному росту и профессиональному самоопределению
Методы и формы обучения междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззренияобучение через опыт и сотрудничествоучет индивидуальных особенностей и потребностей учащихсяинтерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, моделирование, тренинги, метод проектов)личностно – деятельный подход (большее внимание к личности учащегося, а не к целям учителя, равноправие их взаимодействие)
Основные формы и методы организации обучения учащихся Школьная лекцияСеминар. Семинары могут проводиться в форме выступлений учащихся на основе докладов и рефератов, в виде диспутов, дискуссий, круглых столов и т.дПроектная деятельностьСамостоятельная работа учащихсяДемонстрация слайдов, фильмовПроведение экскурсий
Алгоритм разработки программы элективного курса Проанализировать содержание учебного предмета в рамках выбранного профиля.Определить, чем содержание элективного курса будет отличаться от базового или профильного курса.Определить тему, содержание, основные цели курса, его функцию в рамках данного профиля.Разделить содержание программы курса на модули, разделы, темы, отвести необходимое количество часов на каждый из них.Выяснить возможность обеспечить данный курс учебными и вспомогательными материалами: учебниками, хрестоматиями, дидактическими материалами, лабораторным оборудованием, реактивами и т. д. Составить список литературы для учителя и учащихся.Выделить основные виды деятельности учащихся, определить долю самостоятельности, творчества ученика при изучении курса. Если программа курса предполагает выполнение практических работ, лабораторных опытов, проведение экскурсий, выполнение проектов, то их описание должно быть представлено в программе.Продумать, какие образовательные продукты будут созданы учащимися в процессе освоения программы курса.Определить критерии, позволяющие оценить успешность освоения программы курса.Продумать форму отчетности учащихся по итогам освоения программы курса: проект, реферат, выступление и др.
Структура программы элективного курса Пояснительная записка Учебно – тематический план:Содержание образованияСписок литературы для учителя и учащихся.Приложения
Заключение Мнение министра образования и науки Андрея Фурсенко по поводу концепции «профильного обучения». С его точки зрения, профильное образование, даже самое лучшее, в быстро меняющемся мире «живет» не более 5 – 10 лет, потом же специалисту все равно придется доучиваться или переучиваться. В этом плане любой профиль относителен, человек должен хорошо владеть базовыми знаниями. По мнению министра, чтобы общество и государство развивались, нужен баланс между базовым и профильным образованием
Список литературы Кукушкин В. С. Профильные классы в средней школе. – Ростов – Дону, Феникс, 2006.Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. Вестник образования. – 2002 - №6.План – график мероприятий по подготовке и введению профильного обучения на старшей ступени общего образования // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2003. - №4.Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2002 - №3.Кузнецов А.А., Филатова Л.О. Профильное обучение и учебные планы старшей ступени образования // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2003 - №3