Система применения ИКТ в учебной деятельности как условие формирования информационно- коммуникативной компетентностиучащихся.
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача - помочь им раскрыться , развитьсобственные идеи». И.Г.Песталоцци.
Методы, обеспечивающиепроцесс усвоения знанийТехнологии, позволяющие обеспечитьобщее развитие личности ребёнка
Тенденции в развитии процесса информатизации образования: формирование системы непрерывного образования как универсальной формы деятельности, направленной на постоянное развитие личности в течение всей жизни; создание единого информационного образовательного пространства; активное внедрение новых средств и методов обучения, ориентированных на использование информационных технологий; синтез средств и методов традиционного и компьютерного образования; создание системы опережающего образования.
КОМПЕТЕНТНОСТЬ:совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно значимой сфере
ИНФОРМАЦИОННЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ: • владеть навыками работы с различными источниками информации, книгами, учебниками, справочниками, Интернетом, CD-ROM, каталогами; • самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её; • ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое, уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ; • владеть навыками использования информационных устройств: компьютер, телевизор, магнитофон, телефон, принтер и т.д. • применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио- и видеозапись, электронная почта, Интернет.
КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ: • уметь представить себя устно, письменно, написать анкету, заявление, письмо; • уметь представить свой класс, школу, семью; • владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, выступать с устными сообщениями; • владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо); • владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения.
Внедрение в практику обучения физике специальных условий,обеспечивающих учащимся возможность осуществлениякоммуникативной деятельности.
МЕТОД ПРОЕКТОВпридумывает; разрабатывает; корректирует; производит работы, связанные с внедрением и сопровождением.
Общие подходы к структурированию проекта: 1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников. 2. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна "мозговая атака" с последующим коллективным обсуждением. 3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений. 4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам. 5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на факультативных занятиях, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.). 6. Защита проектов, оппонирование. 7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.
Систематическое применение ИКТ в учебной деятельности обеспечивает реализацию дидактических условий, позволяющих формировать у учащихся информационно- коммуникативную компетентность в процессе обучения.