МОУ «Средняя общеобразовательная школас углубленным изучением отдельных предметов № 8» Выступление на педагогическом совете: «Формирование духовно-нравственных качеств личности младших школьников через развитие толерантных взаимоотношений» учитель начальных классов Малышева Марина Ивановна
С 2005 - 2006 учебного года рекомендована Министерством образования и науки РФ государственная программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе»
Принципы толерантности: Отказ от насилия Добровольность выбора Искренность убеждений Формирование толерантных взаимоотношений - создание условий для развития у детей способности чувствовать, понимать, слышать и слушать себя и другого, поддержание благоприятного внутригруппового климата.
Жан Пиаже выделяет три этапа в формировании толерантности у ребенка: В 6 - 7 лет ребенок приобретает первые (фрагментарные и несистематичные) знания о своем месте в обществе, коллективе людей; В 8 - 9 лет ребенок уже четко идентифицирует себя в своем коллективе, выдвигает основания идентификации - национальность родителей, место проживания, родной язык, в нем просыпаются национальные чувства, он начинает твердо отстаивать свои позиции и место в обществе; В 10 - 11 лет (младший подростковый возраст) толерантная идентичность формируется в полном объеме.
Ценностные ориентиры в общении учащихся начальных классов: В 1 - 2 классах отношения строятся преимущественно через учителя: Учитель выделяет кого-либо из учеников как образец для подражания; Определяет суждения детей друг о друге; Организует их совместную деятельность и общение; Требования и оценки учителя принимаются и усваиваются учащимися. В 3 - 4 классам построение отношений изменяется: Мнение взрослого остается важным для ребенка; Отношение к ребенку одноклассников определяет положение среди других детей и обеспечивает переживание им большего или меньшего эмоционального благополучия.
Влияние игры на формирование толерантных взаимоотношений: Игра требует от участников организованности, внимания и проявления воли. Несколько участников, которые играют, должны действовать согласованно, т.е. возникает командность. Дети должны действовать в соответствии с правилами, которые опять предполагают коллективные действия.
Самооценка учащихся
Причины заниженной самооценки : Объективные недостатки: низкий рост, непривлекательная внешность и т.п. Вымышленные недостатки: мнимая полнота, кажущееся отсутствие способностей. Неуспех в общении: низкий статус в группе, непопулярность среди сверстников. Угроза отчуждения в детстве: нелюбовь родителей, воспитание в «ежовых рукавицах» и т.п. Чрезмерное внимание к внешним оценкам, исходящим от значимых для ребенка лиц.
Задачи формирования толерантных взаимоотношений: Организация целенаправленной педагогической деятельности в процессе обучения и воспитания. Обеспечение планомерного усвоения учащимися необходимых знаний, связанных с формированием толерантных взаимоотношений. Развитие и поддержание у детей интереса к окружающим людям, чувство понимания их и принятия такими, какие они есть. Формирование адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков других людей. Повышение уровня самооценки ребенка и самоконтроль своего эмоционального состояния в ходе взаимодействия. Развитие творческих и организаторских способностей, активности и самостоятельности детей взаимодействия. Осознание практического значения знаний, получаемых в процессе занятия.
Формы работы: Занятия, в ходе проведения которых ученики получают ЗУНы о толерантном поведении в обществе. Внеклассные мероприятия, которые проводятся в форме КТД, викторин, игр, походов, экскурсий и т.п. Система уроков литературного чтения, русского языка, математики, окружающего мира, изобразительного искусства, художественного труда, физической культуры и музыки, на которых организована практическая деятельность школьников.
Занятия строятся по определенной логике 1 этап «Про меня» (1 класс). В ходе занятий ребенок получает возможность увидеть свой облик, задуматься о своем характере, о тех социальных ролях, которые он выполняет; осознать свои эмоции и попробовать управлять ими; понять свою значимость для других людей и ее причины.
2 этап «Про тебя» (2 класс). В ходе занятий ребенок приходит к открытию, что каждый человек для кого-то - свой, что каждый для себя является личностью. Ребенок изучает другого, сравнивает его с собой, учится адекватно воспринимать его личностные проявления.
3 этап «Про нас» (3 - 4 класс). В ходе занятий ребенок исследует объединения людей, в которые он включен, которые для него наиболее значимы. Ребенок должен при помощи педагога проникнуться мыслью, что человеку хорошо в семье, в классном коллективе, среди друзей сверстников.
Показатели сформированности толерантности у младшего школьника: Способность принимать на себя ответственность и контролировать свои поступки; Приобретение навыка умения действовать с наличной ситуацией; Следование правилам, принятым в группе; Способность выражать адекватную эмоциональную реакцию на происходящее события; Способность понимать других людей на основе овладения информацией.
Литература: Бухвалова В.А. «Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества», М.: 2000г. Кульевич С.В., Лакоценина П.Г. «Воспитательная работа в современной школе: от коллективизма к взаимодействию», Воронеж, 2006г. Ничаева Н.П. «Управление воспитательным процессом в классе», М.: 2006г. Щуркова Н.Е «Игровые методики», М.: 1999г.
МОУ «Средняя общеобразовательная школас углубленным изучением отдельных предметов № 8» Выступление на педагогическом совете: «Формирование духовно-нравственных качеств личности младших школьников через развитие толерантных взаимоотношений» учитель начальных классов Малышева Марина Ивановна