Педагогический проект«Формирование духовно-нравственных качеств школьников на уроках музыки». Выполнила: Комбарова О. В., учитель музыки МОУ «ООШ №2» города Котовска Тамбовской области
Актуальность Одним из приоритетов современной государственной политики в области образования является духовно-нравственное воспитание личности. Приоритетное значение задач духовно-нравственного воспитания легло в основу работы над образовательным стандартом второго поколения в рамках подготовки которого был разработан проект Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России. В 2010 учебном году в нашем образовательном учреждении в рамках комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» реализовывалась программа модуля «Основы православной культуры», направленная на духовно-нравственное развитие школьников. Современное общество нуждается в духовно-нравственном, творческом, компетентном гражданине России, любящим свой народ, свою Родину, владеющим культурой и духовными ценностями. Музыкальная культура как неотъемлемая часть духовной культуры, особо способствует воспитанию и развитию духовно-нравственных качеств школьника.
Гипотеза Приобщение обучающихся к истокам русской духовной музыки способствует духовно - нравственному воспитанию школьников
Цель Формирование интереса и положительной мотивации школьников к ценностям отечественной и мировой культуры через приобщение их к истокам русской духовной музыки, как одной из основ православной культуры, необходимой для воспитания духовно-нравственной личности
Противоречия Между потребностью общества в духовно-нравственном развитии необходимостью форми-рования основ музыкаль- ной культуры школьников формированием предста- влений о развитии рус-ской духовной музыки потребительским отно-шением к жизни, насаж-даемым СМИ пропагандой «легкой» музыки неприятием духовной музыки современными школьниками
Задачи Формирование представлений о роли музыки в духовно-нравственном развитии человека Формирование общих представлений о развитии русской духовной музыки Повышение положительной мотивации школьников к ценностям отечественной и мировой культуры Развитие положительного восприятия русской духовной музыки Вовлечение обучающихся в проектную деятельность. Поддержка родителей, стремящихся к духовно-нравственному воспитанию детей.
Новизна проекта Дополнительное методическое обеспечение программы модуля « Основы православной культуры» Разработка видов творческой деятельности с использованием ИКТ на уроках музыки Организация экскурсий в храм и творческих мероприятий «Православные праздники» Заочные экскурсионные маршруты: «Духовная музыка Тамбовщины». Проектная деятельность обучающихся
Механизм реализации проекта
Сроки реализации проекта
Ожидаемые результаты Сформированность представлений обучающихся о роли музыки в духовно-нравственном развитии человека Повышение положительной мотивации и развитие интереса школьников к ценностям отечественной и мировой культуры через приобщение к русской духовной музыке Развитие положительного восприятия русской духовной музыки школьниками Овладение навыками проектно-исследовательской деятельности
Подготовительный этап Изучение и анализ методической литературы по теме «Духовно-нравственное воспитание школьников» Создание рабочей группы (возраст детей 10 – 11 лет) Разработка плана работы Разработка диагностического материала Разработка видов творческой деятельности Разработка критерии эффективности проекта
Критерии эффективности проекта Положительное вос-приятие русской ду-ховной музыки (наб-людение, анкетиро-вание, устный опрос) Развитие интереса к ценностям право-славной культуры нашего Отечества (посещение круж-ков православной направленности) Овладение навыками проектной деятель- ности (работы уча-щихся). Приобщение родителей к внеклас-сной и внеурочной деятельности обуча-ющихся
Основной этап
Основной этап Знакомство с истоками русской духовной музыки, разучивание и исполнение духовных песнопений Посещение храмов Тамбовщины Выставка рисунков на тему: «О России петь, что стремиться в храм» Организация и проведение внеклассных творческих мероприятий, посвященных православным праздникам Обучение навыкам проектно-исследовательской деятельности
Основной этап Прослушивание духовных песнопений Творческий проект Театрализация Подготовка рисунков на духовную тему Исполнение праздничных тропарей и кондаков Разучивание духовных стихотворений
Заключительный этап Проектная деятельность обучающихся Диагностика Мониторинг Выводы Востребованность проекта Информационные ресурсы
Заключительный этап
Программа мониторинга
Заключительный этап (аналитический) Диагностика восприятия обучающимися духовной музыки 1. Уровень восприятия на начало проекта Диагностика проводилась у обучающихся 4А и 4Б классов. Диаграмма построена на основе результатов анкетирования, наблюдения и опроса. 2. Уровень восприятия на конец проекта Диагностика проводилась в той же целевой группе с использованием аналогичных методов исследования. На диаграмме представлены предварительные данные на ноябрь 2010 г.
Заключительный этап (аналитический) Мониторинг обучающихся, посещающих кружки православного направления 1. Посещаемость на начало проекта Мониторинг проводился среди обучающихся 4А и 4Б классов. Диаграмма построена на основе результатов анкетирования, беседы и опроса. 2. Посещаемость на конец проекта Мониторинг проводился в той же целевой группе с использованием аналогичных методов исследования. На диаграмме представлены предварительные данные на ноябрь 2010 г.
Выводы Таким образом, полученные резуль-таты позволяют сделать вывод о том, что цель достигнута, постав-ленные задачи решены. Проект оптимизирует образователь-ный процесс, является малозатрат-ным, выполним без дополнитель- ных условий реализации.
Используемые ресурсы
Спасибо за внимание !