Формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника Яковлева Е.Н., учитель начальных классов высшей квалификационной категории
Актуальность и перспективность. Основной задачей образования является формирование духовно-нравственной личностиХотим вырастить порядочных, высоко духовных детей, но отводим этой проблеме самое последнее место в учебно-воспитательном процессеОбщество нуждается в подготовке высоко нравственных людей, обладающих прекрасными чертами личностиНравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образованияНикакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание
Цель работы: Содействовать формированию устойчивых духовно-нравственных качеств младших школьников в учебно-воспитательном процессе.
Задачи:1. Проанализировать состояние проблемы духовно-нравственного воспитания младших школьников в научной литературе.2. Разработать план воспитательной работы, основным направлением которого будет развитие духовно-нравственных качеств личности школьника.3. Подобрать методы и приёмы работы по формированию духовно- нравственных качеств младших школьников в учебной деятельности. 4. Провести диагностику уровня нравственной воспитанности учащихся.5. Проанализировать свою воспитательную работу в классе, выявить её достоинства и недостатки.
Сущность : Добиваться высоких результатов в воспитании устойчивых качеств духовно-нравственной личности младшего школьника, действуя по специально составленному алгоритму.
Алгоритм действий:1. Посетить семьи будущих учащихся с целью знакомства с родителями и детьми, установления первичного контакта с ними и выявления уровня воспитанности членов семьи через беседу и наблюдение.2. Провести начальную диагностику уровня духовно-нравственного развития3. Составить систему классных часов, основным направлением которых будет духовно-нравственное развитие качеств личности ребёнка4. Вести целенаправленную, систематическую воспитательную работу по составленному плану5. Подобрать методы и приёмы духовно-нравственного воспитания в учебном процессе6. Подвести итоги работы, сделать анализ результатов в конце учебного года и наметить план воспитательной работы на следующий учебный год
1 блок«Я и окружающие меня люди»
2 блок«Я – культурный человек»
Акция «Помоги птицам» Урок «Твори добро»
3 блок «Общечеловеческиенормы нравственности»
Библиотечный урок по теме: «Рождение книги»
4 блок «Я – гражданин России»
Смотр строя и песниПраздник для самых близких
ДендрарийВолжско -камскогозаповедника
«Хочу про все узнать»Краеведческий музей в Раифском заповеднике
День бегуна«Если не мы, то кто же?»
Урок ИЗО«Возвращение в Эдем»
У стен монастыря
Урок ИЗО Изображение добра и зла
Урок ИЗО Изображение Жар-птицы
Поездка в театр.Балет «Белоснежка и семь гномов»Добро и зло в музыке и танце
Принципы составления планирования воспитательной работы1.Системность 2.Научность 3.Доступность
Нравственная воспитательная система должна взаимодействовать со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывать всю жизнь ребят нравственным содержанием. Духовно-нравственное воспитание органически вплетается в учебно-воспитательный процесс и составляет его неотъемлемую часть.
Методы и приемы духовно - нравственного воспитания младших школьников в учебном процессе. Рассказ на этическую темуРазъяснениеЭтическая беседаПример
Как хорошо, когда есть с кого брать пример!
Родительское собрание по теме: «Стили семейного воспитания»40% - авторитетный25% - авторитарный20% - либеральный15% - смешанный
Диагностика нравственной самооценки1. Диагностика нравственной самооценки2. Диагностика этики поведения3. Диагностика отношения к жизненным ценностям4. Диагностика нравственной мотивации
Результаты диагностики:
Смотреть, как растёт маленький человек, - всё равно, что наблюдать, как из крошечного бутона распускается цветок. Никто не знает точно, каким он будет, когда расцветёт, - можно только мечтать и надеяться. Но тем больше наша гордость и радость, когда ты видишь, каким замечательным человеком становится ребёнок.
Духовно-нравственная личность
Спасибо за внимание!