Психолого-педагогическое сопровождение первоклассников в адаптационный период
Цель работы: Изучение особенностей развития эмоциональной сферы первоклассниковСоздание благоприятных условий для адаптации первоклассниковРазработка программы психологической поддержки первоклассников в адаптационный период
Адаптация – естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.
Адаптация человека имеет два аспекта:БиологическийРастущему организму приходится в процессе индивидуального развития адаптироваться к существованию в новых условиях среды.ПсихологическийОсновные проявления психологической адаптации – взаимодействие (общение) человека с окружающими людьми и его активная деятельность.
Особенности адаптации первоклассников:Поступление в школу – эмоционально-стрессовая ситуация.Факторы, влияющие на ребёнка: классный коллектив, личность педагога, ограничение двигательной активности, появление новых обязанностей.Психологи отмечают: дети 6 -7 лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью адаптации к школе.
Изменение социальной позиции ребёнка
Смена ведущей деятельностиИгровая деятельность:является свободнойУчебная деятельность:построена на основе произвольных усилий
Важный фактор – социальное окружениеУспешность обучения:Отношение учителя к ребёнку.Самоутверждение среди сверстников.Темперамент.Двигательная активность.
Отсутствие адаптации у некоторых первоклассников связано с поведенческими проблемами – низкое усвоение школьных норм поведения
Неблагоприятные факторы :1.Неправильные методы воспитания в семье.2.Неготовность к обучению в школе.3. Неудовлетворённость в общении со взрослыми.4. Низкий уровень образования родителей.5. Алкоголизм родителей.6. Конфликтная ситуация в семье.7. Неполная семья.8. Отрицательный стиль отношения к детям учителя подготовительного класса.
Процесс адаптацииОриентировочный этап.Неустойчивое приспособление.Относительно устойчивое приспособление.Продолжительность трёх фаз адаптации – примерно 5 – 6 недель, наиболее сложным является первый месяц.
Главная помощь в адаптационный период:Щадящий режим.Снижение учебной нагрузки.Полноценный сон.Отдых на свежем воздухе.Правильное питание.Помощь и поддержка взрослых.
Диагностики:Психологическая готовность к школе:-тест Керна- Йерасека-Методика Н.И.Гуткиной «Домик»Методика А.Л.Венгера «Образец и правило»Методика Д.Б.Эльконина «Графический диктант»Методика «Последовательность событий»Методика «Лабиринт»Методика «Интерпретация пословиц» (Б.В.Зейгарник)
2.Познавательная сфер-Методика «Узнавание фигур»-Методика «Воспроизведение рассказа»-Методика «Корректурная проба»-Методика Горбова «Красно-чёрная таблица»-Методика «Выделение существенных признаков»а:
3.Интеллект и умственное развитие-тест структуры интеллекта Р.Амтхауэра-методика Э.Ф.Замбицявичене для определения умственного развития-тест Д.Векслера (может быть использован для диагностики готовности к школе и оценки причин неуспеваемости)4. Эмоциональные состояния-цветовой тест Люшера-тест тревожности Ч.Д.Спилберга-Ю.Л.Ханина-тест школьной тревожности Филлипса-тест «Сказка»5.Межличностные отношения-методика Рене Жиля-социометрический тест-методика «Капитан корабля»
Темы родительских собраний в 1 классе:Ваш ребёнок – первоклассник.Режим дня – основа сохранения и укрепления здоровья первоклассника.Трудности и возможности семилетнего ребёнка.Роль совместного отдыха детей и родителей.Пути формирования сознательного интереса к обучению у первоклассников.Мир увлечений Вашего ребёнка.Одарённые дети. Степень влияния педагогов и родителей на их развитие.
ЗаключениеДля осуществления психолого-педагогического сопровождения первоклассников создана программа адаптации первоклассников, в которую входит работа с педагогами, родителями и учащимися.
Литература: Безруких М. Почему не сбываются большие ожидания? "Школьный психолог", 2000г.,N20 Безруких М. Ступеньки к школе//2-е изд., стереотип. – М.:Дрофа, 2001.- 256 с.Битянова М., Азарова Т. И др. Работа психолога в начальной школе. М.: Совершенство, 1998г. Бодалева А.А. Популярная психология для родителей// Педагогика, М., 1989г.Журнал директор школы №3 1997г.Л.И.Земцова, Е.Ю.Сушкова Готовность к школьному обучению. Учебная деятельность младших школьников//Психологическая служба школы, Омск 1992г.Зеньковский В.В.,Психология детства// М., Академия, 1995г.Мухина В.С. Что такое готовность к учению? //"Семья и школа", 1985г. Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении//Айрис Пресс, М., 2004г. Стребелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика//М., Педагогика, 2002г. Шадриков Психолого – педагогическая готовность ребёнка к школе// Цукерман Г.А. Школьные трудности благополучных детей. М.: Знание, 1994г. Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь// Томск, Пеллин, 1992г.
Спасибо за внимание!