Причины неуспеваемости по отношению к школьнику Внешние Внутренние
Внутренние причины по отношению к школьнику. Недостатки биологического развития:А). Дефекты органов чувствБ). Соматическая ослабленностьВ). Особенности высшей нервной деятельности,Отрицательно влияющие на учениеГ). Психологические отклоненияНедостатки психического развития:А). Слабое развитие эмоциональной сферы личностиБ). Слабое развитие волиВ). Отсутствие положительных познавательных интересов, мотивов, потребностей.
Внутренние причины по отношению к школьнику. Недостатки воспитанности личности:А). Недостатки в развитии эмоциональной сферы личностиБ). Недостатки в отношениях личности к учителям, коллективу, семье и пр.В). Недостатки в трудовой воспитанности.
Внешние причины по отношению к школьнику. Недостатки образования личности:А). Пробелы в знаниях и специальных уменияхБ). Пробелы в навыках учебного труда.Недостатки опыта влияний личности: А).Недостатки процесса обучения, учебных пособий и пр.Б). Недостатки воспитательных влияний школы(учителей, коллектива учащихся и др.)
Недостатки влияний внешкольной среды: А). Недостатки влияний семьиБ). Недостатки влияний сверстниковВ). Недостатки влияний культурно-производственного окружения.
Профилактика неуспеваемости.Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки.По окончании изучения темы или раздела, обобщать итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков школьниками, выявлять причины отставаний.1 этап урока: В процессе контроля заподготовленностью учащихся. Акценты в обучении: Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшие затруднения. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении.
2 этап урока: При изложении нового материала.Акценты в обучении:Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащихся основных элементов излагаемого материала.Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях усвоении учебного материала.Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечить разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал.
3 этап урока:В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке.Акценты в обучении: Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений , но поданных в определенной системе, достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах.Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постанову вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе.Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять контроль. Профилактика неуспеваемости.
4 этап урока: При организации самостоятельной работы вне класса.Акценты в обучении:Обеспечивать в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы , вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о ходе выполнения домашних работ, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими школьниками.Профилактика неуспеваемости.Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями работающими в классе, исключать перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников.
Оптимальная система по оказанию помощи неуспевающему ученику. 1. Помощь в планировании учебной деятельности(планирование и повторения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устранению типичных ошибок).2. Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности.
1 –ая группа.Посредством Содержания.(содержательные) 1. Особый подход к освещению учебного материала, характер его преподнесения:А). Эмоционально-образный(эмоциональный, наглядно-образный, увлеченный);Б). Аналитический(разъяснительный, критический, логический, проблемный);В). Деловой;Г). необычный
1 –ая группа.Посредством Содержания.(содержательные) 2. Использование, показ, подчеркивание различных элементов, привлекательных сторон содержания.А). Важность отдельных частей;Б). Трудность, сложность(простота, доступность);в). Новизна, познавательность материала;Г). Историзм, современные достижения науки;Д). Интересные факты, противоречия, парадоксы.
1 –ая группа.Посредством Содержания.(содержательные) 3. Задания с интересным содержанием, занимательными вопросами.
1 –ая группа.Посредством Содержания.(содержательные) 4. Показ значимости знаний, умений:А). Общественной;Б). Личностной;
1 –ая группа.Посредством Содержания.(содержательные) 5. Межпредметные связи.
2 – ая группа.Посредством организации деятельности(организационные) 1. Целевая установка на работу, ее краткая характеристика, постановка задач.
2 – ая группа.Посредством организации деятельности(организационные)2. Предъявление требований к учащимся. По содержанию: к дисциплине, к работе; по форме: развернутые, алгоритмы, свернутые(указания, замечания, мимика); единые и индивидуально-групповые, общие и детальные, прямые и косвенные.
2 – ая группа.Посредством организации деятельности(организационные) 3. Характер деятельности(копирующий, репродуктивный, творческий).
2 – ая группа.Посредством организации деятельности (организационные)4. Создание ситуаций различного характера:Интеллектуального(проблемная, поисковая, ссора, дискуссия, противоречие), игрового(познавательной игры, соревнования), эмоционального(успеха, увлеченности темой).
2 – ая группа.Посредством организации деятельности (организационные)5. Анализ ошибок и оказание необходимой помощи.
2 – ая группа.Посредством организации деятельности (организационные)6. Контроль за деятельностью учащегося(тщательный, беглый), взаимо- и самоконтроль, оценка.
2 – ая группа.Посредством организации деятельности (организационные)7. Четкое использование ТСО, наглядности, дидактических материалов, красочных пособий.
3-я группа.Посредством воздействий в плане общения, отношения, внимания(социально-психологические)1. Показ достижений и недостатков в развитии личности, проявление доверия к силам и возможностям учащихся.
3-я группа.Посредством воздействий в плане общения, отношения, внимания(социально-психологические)2. Проявление личного отношения учителя к ученику, классу, высказывание собственного мнения.
3-я группа.Посредством воздействий в плане общения, отношения, внимания(социально-психологические)3. Проявление учителем личных качеств, данных личности(в плане общения, эрудиции, отношения к предмету, деловых качеств и т. д.) и побуждение учащихся к подобным проявлениям.
3-я группа.Посредством воздействий в плане общения, отношения, внимания(социально-психологические)4. Организация дружеских взаимоотношений в коллективе(взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь)
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке.
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке.
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке.
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке.
Меры предупреждения неуспеваемости ученика.1. Всестороннее повышение эффективности каждого урока.2. Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов.3. Индивидуальный подход к учащимся.4. Специальная система домашних заданий.5. Усиление работы с родителями.6. Привлечение ученического актива к борьбе по повышению ответственности ученика за учение.