Поэтапное становление воспитательной системы в современной сельской школе Панова Н.В. 2008 г.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ. Воспитательная работа по своей сущности является целостным образованием, состоящим из частей, компонентов, элементов, функций, обеспечивающих формирование целостной личности. Реализуя функцию деятельности подхода в планировании воспитательной работы, заместитель директора по воспитательной работе обязан:1) нацелить педагогов на то, что личность развивается в конкретной деятельности, значимой для нее, и не всякие дела, мероприятия способствуют ее развитию;2) определить возможности и условия социальной среды в предоставлении учащимся свободного выбора того вида деятельности, который отвечал бы их интересам, склонностям;3) направлять жизнедеятельность учащихся на саморазвитие, самореализацию и самоопределение;4) осуществлять творческий подход к планированию системы, к форме, месту и времени проведения основных дел и организации ситуаций жизнедеятельности учащихся.
ПОСТРОЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ.С чего начать? 1. Привлечь всех участников учебно-воспитательного процесса к решению общей поставленной цели.(«Воспитание духовно-нравственной, эстетически развитой, социально-значимой личности»)2. Наметить ожидаемые результаты. (Образ выпускника школы)3. Содержание воспитательной цели школы воплощать через модели учеников по ступеням развития.(Модель ученика 1 ступени (5-6кл.), 2 ступени (7-8кл.), 3 ступени (9-11кл.))4. Направления деятельности планировать системно, опираясь на ценностные ориентиры тех или иных качеств модели ученика.(каждый семестр вся школа живет и работает по общему ориентиру)Таким образом, воспитательная работа жестко структурирована, имеет место тенденция преемственности, что является показателем системы, а значит эффективности деятельности (процесса).
КРИТЕРИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫЧтобы анализировать воспитательную работу в школе, необходимо ее тщательно контролировать: - проверять планы классных руководителей; - проверять качество проведенных классных часов путем их посещения; - проводить совещания с классными руководителями и учителями-предметниками; - проводить тематические педсоветы и родительские собрания; - контролировать деятельность студии дополнительного образования.
Критерии успешности организации воспитательной работы в школе - Включенность в воспитательный процесс всего педагогического коллектива школы.- Включенность родителей в воспитательный процесс. - Создание воспитывающей среды и положительного психолого-педагогического климата. - Демократический характер планирования (участие в планировании тех, кто планирует, и тех, для кого планируют).- Наличие сложившейся системы стимулирования участников воспитательного процесса.- Охват учащихся таким содержанием деятельности, которое соответствует их интересам и потребностям. - Наличие естественной связи: воспитание на уроке, воспитание вне урока, воспитание вне школы. - Наличие детского самоуправления, соответствующего различным направлениям детской самодеятельности. - Удовлетворенность учащихся и родителей воспитательным процессом и наличие положительных результатов воспитания. - Постоянное нарастание динамики в оценке учащимися роли школы, класса, учителей, товарищей, удовлетворенности обучением, использованием досуга, отношений с родителями.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ.Методической основой концепции по созданию ВС в нашей школе является 3-ий тип ВС профессоров Колесниковой И.А. и Барышникова Е.Н. - Воспитательная система социальной ориентации. А) Ценности – ОТЕЧЕСТВО. ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ. РАВЕНСТВО. СПРАВЕДЛИВОСТЬ. ДЕМОКРАТИЯ.Б) Цель воспитания – ЧЕЛОВЕК! Качества:- социально – активный- законопослушный- знающий права и свободы человека- строящий свои отношения с людьми на принципах равноправия и ненасилияВ) Педагогические технологии:- социальное проектирование- КСО (коллективный способ обучения)- ненасильственные коммуникации- профориентацияГ) Виды деятельности:- деятельность ДО, объединений, органов родительского и ученического самоуправления;- социально – педагогические тренинги;- организация школьной жизни по тематическим периодам.
ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯБольшую роль в становлении воспитательной системы школы играют классные руководители.Примерные критерии и уровень деятельности: Знание психолого-педагогических основ воспитания, особенностей возраста;Знание содержания форм и методов воспитания;Педагогическое руководство и сотрудничество с учащимися, опора на ученическое самоуправление; Умение планировать внеурочную воспитательнуюработу; Формирование интереса к учебе, развитие познавательных потребностей учащихся;Совместная работа классного руководителя с учителями, работающими в классе;Взаимодействие классного руководителя с родителями;Взаимодействие с социальным окружением;
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВОПРОСАМ ПЛАНИРОВАНИЯ. Первое - педагогическая целесообразность. Важно, чтобы составлению плана предшествовал самоанализ. Уровень воспитательной работы должен соответствовать силе установившихся традиций.Второе – конкретность. Преобладать в плане должны конкретные дела.Третье – разнообразие форм. Необходимо стремиться к тому, чтобы сделать воспитательную работу эмоциональной, интересной для всех.Четвертое – насыщенность. В жизни детского коллектива не должно быть «пустот и остановок».Пятое – вовлеченность. Привлечение каждого педагога к активному руководству каким-либо делом. Это должно стать в школе неукоснительным правилом.Шестое – гласность и отчетность – составные части планирования.Седьмое – опора на связь с семьей. План становится более целенаправленным, когда зам.директора по ВР связан с родителями.Восьмое – план должен быть всесторонним и полным, т.е. включать все направления воспитательной деятельности.
СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Программа «Память» - патриотическое воспитание;Программа «Школа-территория здоровья» - оздоровительная деятельность;Программа «Мир искусства» - художественно-эстетическое воспитание;Программа «Друзья природы» - экологическое воспитание;Программа «Я+ТЫ=МЫ» - самоуправленческая и соуправленческая деятельность;
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ.В основе любой педагогической технологии лежит определенная направленность, последовательность действий, ведущая к искомому результату. Технология КТД (коллективные творческие дела);Деловая игра («Выборы председателя ДО»);Шоу-технологии (театрализованные представления);Групповые технологии (интеллектуальные игры, дискуссионные качели).
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.Тесное сотрудничество с родителями – залог успеха в вопросах обучения, воспитания, организации учебной и внеурочной деятельности.Формы работы с родителями:Общешкольное родительское собрание (2 раза в год);Родительский комитет школы (1, 3, 5 семестры);Попечительский совет (по мере необходимости);Совет профилактики правонарушений (1, 3, 5 семестры);Совет отцов (2, 4, 6 семестры);Индивидуальная работа с родителями (в течение года);Привлечение родителей в общественную жизнь школы (в течение года).
СВЯЗЬ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ.Взаимодействие с другими организациями по вопросам воспитания подрастающего поколения.
ИТОГОВЫЙ АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ЗА ГОД.Построение воспитательной системы невозможно без анализа деятельности. При анализе воспитательного процесса необходимо руководствоваться следующим:- не сравнивать класс с классом, педагога с педагогом, ребенка с иным ребенком;- рассматривать воспитательный процесс в его динамике, чтобы сравнить: это было, это есть;- учитывать влияние социокультурной среды на формирование у подростков ценностных культурных ориентиров;- обсудить на педагогическом совете полученные результаты, исходя из них, провести коррекцию сложившейся воспитательной работы и с учетом полученных выводов спланировать дальнейшую работу по воспитанию учащихся.