Периодизация психического развития и становления личности. Закономерности поуровневого развития личности в онтогенезе.
Понятие возраста в современной психологии Возраст (в психологии) – категория, служащая для обозначения относительно ограниченных временных характеристик индивидуального развития.
Возраст Хронологический возраст – выражает длительность существования индивида с момента его рождения. Психологический возраст – обозначает определенную, качественно своеобразную ступень онтогенетического развития,
Психологический возраст обусловливаемую закономерностями формирования организма,условиями жизни,обучения ивоспитания и имеющую конкретно-историческое происхождение.
Л. С. ВыготскийКлючевые характеристики:социальная ситуация развития, отражающая место ребенка в системе общественных ценностей,деятельность ребенка,новообразования в сфере сознания и личности.
ПАРАМЕТРЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА И ИХ ПОНИМАНИЕ В ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ ПАРАДИГМЕ
ПАРАМЕТРЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА И ИХ ПОНИМАНИЕ В КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЕ
ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Термин, выдвинутый А. Н. Леонтьевым для обозначения деятельности, с которой связано возникновение важнейших психических новообразований. Понятие ведущая деятельность в дальнейшем использовалось Д. Б. Элькониным для построения периодизации развития психики, основанной на поочередной смене ведущей деятелдьности, в одном возрастном периоде, обеспечивающих преимущественное развитие мотивационно-потребностной, а на сменяющем его этапе — развитие операционально-технической сферы.
ПЕРИОДИЗАЦИЯ ВЕДУЩЕГО ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ1) непосредственно-эмоциональное общение младенца со взрослым; 2) предметно-манипулятивная деятельность, характерная для раннего детства; 3) сюжетно-ролевая игра, характерная для дошкольного возраста; 4) учебная деятельность школьников; 5) интимно-личностное общение подростков; 6) профессионально-учебная деятельность, характерная для периода ранней юности.
СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ Социальная ситуация развития — сущностная характеристика возрастного периода развития, введенная Л. С. Выготским. Социальная ситуация развития как единственное и неповторимое, специфическое для данного возраста отношение между ребенком и средой, определяет: 1) объективное место ребенка в системе социальных отношений и соответствующие ожидания и требования, предъявляемые к нему обществом (А. Н. Леонтьев); 2) особенности понимания ребенком занимаемой им социальной позиции и своих взаимоотношений с окружающими людьми; отношения ребенка к своей позиции в терминах принятия — непринятия. Социальная ситуация развития ставит перед субъектом на каждом возрастном этапе специфические задачи, разрешение которых и составляет содержание психического развития в данном возрасте.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ Психологическое новообразование – это : –психические и социальные изменения , возникающие на данной ступени развития и определяющие сознание ребенка , его отношение к среде , внутрен-нюю и внешнюю жизнь, ход развития в данный период ; –новообразование – обобщенный результат этих изменений , всего психического развития ребенка в соответствующий период , который становится исходным для формирования психических процессов и личности ребенка следующего возраста. Каждый возрастной период характеризуется специфическим для него психологическим новообразованием , которое является ведущим для всего процесса развития и при этом характеризует перестройку всей личности ребенка на новой основе . Под новообразованиями следует понимать широкий спектр психических явлений от психических процессов ( например , наглядно - действенное мышление в раннем детстве ) до отдельных свойств личности ( скажем , рефлексия в подростковом возрасте ).
Периодизация психического развитиявыделение в целостном жизненном цикле человека последовательности стадий (периодов) психического развития.
Д. Б. ЭльконинВ основе периодизации следующие критерии:социальная ситуация развитияведущая деятельностьвозрастные новообразования
Все типы деятельности Д. Б. Эльконин подразделяетдеятельность в системе «ребенок – общественный взрослый» (ориентация ребенка в основных смыслах человеческой деятельности и освоение задач, мотивов, норм и отношений)деятельность в системе «ребенок – общественный предмет» (усвоение общественно выработанных способов действий с предметами и развитие интеллектуальной, операционно-технической сферы)
Периодизация психического развития Д.Б.Эльконина
Периодизация психического развития Д.Б.Эльконина
Периодизация психического развития Д.Б.Эльконина
Теоретическое и практическое значение гипотезы о периодичности процессов психического развитияПоказана взаимосвязь между интеллектуальным развитием и становлением личности человека как социального индивида.Возможность рассмотреть процесс психического развития не как линейный, а как идущий по восходящей спирали.
Теоретическое и практическое значение гипотезы о периодичности процессов психического развитияОткрывает путь к изучению связей, существующих между отдельными периодами.Гипотеза направлена на разделение психического развития на эпохи и стадии, которое соответствует внутренним законам развития человека.