ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ПЕДСОВЕТУ «Современные педагогические технологии как одно из необходимых условий эффективности инновационной деятельности школы» Иванова Ирина Владимировна, заместитель директора по УВР МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Светогорска»
Педагогический совет Современные педагогические технологии как одно из необходимых условий эффективности инновационной деятельности школы
Цель педсовета Раскрыть роль современных педагогических технологий в создании педагогической среды, обеспечивающей деятельность Учителя и Ученика в новой образовательной парадигме
Задачи Раскрыть сущность образовательной парадигмырассмотреть сравнительные особенности традиционной и инновационной педагогикираскрыть сущность понятия «современные педагогические технологии»познакомить с классификацией современных педагогических технологийпоказать опыт использования современных педагогических технологий в практике работы учителей школы; приобщить учителей к самоанализу и самооценке своих действийразработать меры по совершенствованию деятельности педагогического коллектива по использованию современных педагогических технологий в процессе обучения и воспитания учащихся
….Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны». (Концепция модернизации российского образования)
влияющую на разные аспекты и стороны развития личности,Создать условия для появления у учащихся мотива к самоизменению, личностному ростуСоздать условия для возможности к реализации «Я – концепции» («Я – могу» - «я – хочу» - «я – нравлюсь»)Создать условия для приобретения учащимися средств познания и исследования мирапроцессов, явлений, событий, свойств, законов и закономерностей, отношений и др.
Мастер создает особое пространство, обеспечивающее деятельность Учителя и Ученика в новой образовательной парадигме.Здесь нет...ЗДЕСЬ... Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или - выведенное самостоятельно понятие. Ученик открывает мир для себя - себя в этом мире. Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.
Сравнительные особенности традиционной и инновационной педагогики.Характеристики образовательных моделей.
Характеристики образовательных моделей.
Характеристики образовательных моделей.
Школа "памяти" строится на традиционных основах: классно-урочной системе обучения, преобладающем иллюстративно-объяснительном методе "преподавания, фронтальной форме организации учебного пространства, контроле и опросе репродуктивного типа и прочих характеристиках.Школа "развития" ориентируется на личность обучаемого.Частным случаем развития личности является овладение учащимися такими мыслительными операциями, как: синтез, сравнение, обобщение, классификация, индукция, дедукция, абстрагирование и пр. Существенным становится появление у учащихся потребности, интереса, мотива к личностному росту, изменению себя, развитию его эмоционально-образной сферы, приобретению опыта эмоционально-ценностных отношений.
ориентация в обученииЦелевой установкой этой школы является формирование у учащихся знаний, умений, навыков. Ведущий тип деятельности, который осваивается учащимися в рамках этой школы, является воспроизводящим. Критерием развития эмоционально-образной сферы может быть комфортность учащегося в образовательном пространстверезультат работыВ наилучшем варианте в рамках этой школы происходит обогащение и развитие памяти обучаемого. Поэтому-то ее и называют «школой памяти».Критерием развития деятельностной сферы может быть умение осуществлять деятельность в нетиповой, нестандартной ситуации.
Любое ли образовательное пространство можно назвать развивающим?Для того, чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к его истории. Около 60 лет назад Л.С. Выготский в работе "Педагогическая психология" проанализировал и выделил три научные школы, которые по-разному решали вопрос о соотношении обучения и развития. Основателями первой точки зрения, поЛ.С.Выготскому. являются - З.Фрейд, Ж.Пиаже.Ученые предполагали, что обучение и развитие независимые процессы. Крылатой фразой представителей этой научной школы является то, что "обучение плетется в хвосте у развития".Аргументом данной точки зрения является дидактический принцип доступности, позволяющий учить учащихся лишь тому, что они могут понять и для чего созрели их психические функции.
Представителем второй научной школы является В.Джемс.Ключевая позиция данной школы сводится к положению, при котором любое обучение развивает. Основанием для ее выдвижения является практический опыт учителей, утверждающих, что позиция: "не знал - узнал, не умел-научился", означает - развился. Любые количественные изменения в состоянии учащегося, по позиции этой школы, означают развитие.
Представители третьей научной школы - Л.С.Выготский, Н.А.Менчинская, К.Коффка предполагали, чтообучение и развитие два независимых, но сопряженных процесса. Согласно данному теоретическому положению, обучение продвигает вперед развитие, а развитие подготавливает и делает возможным обучение. Крылатой фразой представителей данной школы является: "обучение забегает вперед развития".Ключевой позицией данной школы является понимание смысла и сущности развития. В отличие от взглядов других школ, под развитием понимается появление в учащемся не количественных изменений (мало-много знаний, мало-много умений), а появление в личности обучаемого качественных изменений, или, выражаясь языком психологов, психических новообразований в психике обучаемого, или способностей. В рамках данной школы сформулированы условия, при которых обучение становится развивающим.
Образовательное пространство становится развивающим, если… 1. мотивировать ученика, вызывать личностный интерес для освоения учебной деятельности, для участия е воспитательных событиях школы; 3. создавать среду для развития мыслительных способностей учеников через овладение определенными мыслительными операциями, 2. создавать психологический комфорт ученика, создавать условия для возникновения реальной «ситуации успеха» учащегося в образовательном пространстве учебного заведения; 4. строить на применении в образовательном пространстве школы группы проблемных методов, эвристических, рефлексивных; 6. обеспечивается организация поисковой продуктивной деятельности учащихся на занятиях; 5. построено на фундаменте применения в учебно-воспитательном процессе субъект -субъектного характера взаимоотношений, использовании групповых форм организации учебного прогресса; 7. проектируется с опорой на зону ближайшего развития ученика и осуществляется перевод в зону ближайшего развития. Другими словами, обучение должно создавать зону затруднений для учащихся.
ставят акценты в развитии потребностно -мотивационной сферы учащегосяВ области креативного мышления определяют роль приобретения средств мыслительной деятельностиВ эмоционально-волевой сфере выделяют значимость осознания личностного смысла и цели учения, выбора ситуации и пространства «успеха» в деле, деятельностиакценты ставятся на овладение учениками методологическими знаниями, т.е., знаниями о знаниях, которые позволяют самостоятельно открывать неизвестные для себя свойства, особенности, закономерности и пр., находить способы поведения и деятельности в проблемной ситуации.
В учебном процессе могут быть смоделированы ситуации, проблемные для обучаемых, которые они не в состоянии решить репродуктивным образом. Для решения этих ситуаций ученику требуются размышления, коллективные обсуждения, выдвижение гипотез и их проверка, обращение к дополнительной литературе, консультация и помощь педагога. В учебном процессе для эффективного развития обучаемого важно: 1. создавать для каждого ученика своеобразный "банк ситуаций успеха", т.е. таких учебных действий, в которых обучаемый чувствует себя победителем, покорителем трудной вершины, первопроходцем . Важно, чтобы каждый ученик прожил ситуацию заслуженного успеха, пусть маленькой, но его личной победы, за счет которой он может самоутвердиться в своих глазах и в глазах сверстников;2. реализовать принцип относительной успешности. При оценивании учебных действий в пространстве урока или внеурочных мероприятий оценивать не конечный результат, а процесс его получения. Ученики сравниваются не друг с другом в плане правильности и четкости выполнения каких-то действий, а сравниваются вчерашние достижения одного ученика с его сегодняшними результатами деятельности;
В учебном процессе могут быть смоделированы ситуации, проблемные для обучаемых, которые они не в состоянии решить репродуктивным образом. Для решения этих ситуаций ученику требуются размышления, коллективные обсуждения, выдвижение гипотез и их проверка, обращение к дополнительной литературе, консультация и помощь педагога. В учебном процессе для эффективного развития обучаемоговажно: 3. строить при выполнении важного, с точки зрения педагогических психологов, условия развития личности обучаемых, а именно: принципа интериоризации, т.е. «перевода извне — вовнутрь». За счет этого ученик формирует собственную осознаваемую точку зрения на какой-либо вопрос-4. при проектировании стратегии развития способностей опираться на механизм их развития, основными компонентами которого (по К.Коффке) являются: "операция — действие — способ деятельности — обобщенный способ, или способность ".
Современные педагогические технологии- это набор операций по конструированию знаний, умений, навыков и отношений в соответствии с поставленными целями
Методика и технологияМетодика преподавания конкретного предмета – это психолого-педагогическая теория обучения учебному предмету.Одной из задач методики является выявление критериев применимости той или иной технологии
Методика и технологияМетодика включает выбор технологии для целесообразности проведения работы.Методика возникает в результате обобщения опыта или изобретения нового способа представления знаний.Методика направлена на решение следующих задач: чему учить, зачем учить, как учить.Технология отличается от методик своей воспроизводимостью, устойчивостью результатов.Технология проектируется, исходя из конкретных условий и ориентируясь на заданный, а не предполагаемый результат.Технология отвечает на вопрос: как учить результативно.
Причины выбора инновационных технологийОбразовательные технологии легко вписываются в учебный процесс классно-урочной системы.Позволяют достигать поставленных программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету.Они обеспечивают внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации, гуманитаризации образования и личностно-ориентированного подхода.Они обеспечивают интеллектуальное развитие учащихся, их самостоятельность.Образовательные технологии обеспечивают доброжелательность по отношению к учителю и к друг другу.Они проявляют особое внимание к индивидуальности человека, его личности.Образовательные технологии ориентируются на развитие творческой деятельности.
Традиционные технологииОбъяснительно-иллюстративные технологии обученияВ основе дидактические принципы Я.А.Коменского
ПТ на основе личностной ориентации педагогического процессаПедагогика сотрудничества« Гуманно-личностная технология » (Ш.А.Амонашвили)Система преподавания литературы как предмета, формирующего человека( Е.Н. Ильин )
Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихсяИгровые технологии (Б.П. Никитин )Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре ( Е.И. Пассов )Проблемное обучение ( Дж. Дьюи )Технологияинтенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала(В.Ф. Шаталов )
Технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материалаЭкология и диалектика(Л.В. Тарасов)Укрупнение дидактических единиц(П.М. Эрдниев)«Диалог культур»(В.С. Библер,С.Ю. Курганов)Реализация теории поэтапного формированияумственных действий(П.Я. Гальперин, М.Б. Волович)
Технологии на основе эффективности управления и организации учебного процессаТехнология перспективного обучения с использованием опорных схем при комментируемом управлении ( С.Н. Лысенкова )Технология уровневой дифференциации на основе обязательных результатов (В.В. Фирсов)Технология программированного обученияКультуровоспитывающая технология дифференцированного обучения детей по интересам (И.Н. Закатов )Технология индивидуализации обучения ( И.Э. Унт, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков )Коллективный способ обучения (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко )Групповые технологииКомпьютерные (новые информационные) технологии обучения
Технологии развивающего обученияСистема развивающего обучения ЗанковаТехнология развивающего обучения Эльконина-ДавыдоваСистемы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личностиЛичностно-ориентированное обучение (И.С. Якиманская)Технология проектного обучения (Дж. И Э. Дьюи, У.Х. Киллатри, Э. Коллинз)Технология учебной деловой игры (Д.Г. Левитес, М.В. Кларин, А.А. Вербицкий)Технология учебной дискуссии (М.В. Кларин)Технология саморазвивающего обучения (К.Г. Селевко)
Частнопредметные технологииТехнология раннего и интенсивного обученияграмоте(Н.А. Зайцев)Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе(В.Н. Зайцев)Технология обучения математике на основе решения задач (Р.Г.Хазанкин)Система поэтапного обучения физике (Н.Н. Палтышева) ПТ на основе системы эффективных уроков (А.А. Окунев)
Альтернативные технологииВальфдорская педагогика(Р.Штайнер)Технология свободного труда (С. Френе)Технология вероятностного образования (А.М. Лобок)Технологии педагогических мастерских (П. Ланжевен, А. Валлон)
Природосообразные технологииПриродосообразное воспитание грамотности (А.М. Кушнир)Технология саморазвития (М. Монессори)
Технологии авторских школШкола адаптирующей педагогики (Е.А. Ямбург, Б.А. Бройде)Модель «Русская школа» (М. Щетиник, И.Ф. Гончаров, Л.Н. Погодина и др.)«Школа самоопределения» (А.Н. Тубельский)Школа-парк (М.А. Балабан)Агрошкола (А.А. Католиков)«Школа завтрашнего дня» (Д.Ховард)
Если учитель не научился анализировать факты и сознавать педагогические явления, то повторяющиеся из года в год дела кажутся ему скучными, однообразными, он теряет интерес к собственному труду…. Сущность педагогического опыта в том заключается, что перед учителем каждый год открывается что-то новое, и в стремлении постигнуть новое раскрываются его творческие силы» В.А. Сухомлинский