Оценка психологической готовности к обучению в школе детей с проблемами в развитии
Принципы и основные положения отечественной психологии и дефектологии комплексности целостности всесторонности системности динамичности.
Правила психодиагностики детей с ЗПРперед началом обследования необходимо установить устойчивый положительный контакт с ребенком;
во время обследования следует поддерживать интерес ребенка к выполняемым заданиям;
различные виды помощи ребенку строго дозировать и обязательно фиксировать в протоколе обследования;
каждый вид задания необходимо начинать с легкого (тренировочного) варианта, чтобы ребенок понял, в чем заключается задание, и ощутил удовлетворение от его успешного выполнения;
следует предлагать ребенку полифункциональные задания, обеспечивающие оценку сразу по нескольким показателям познавательного развития;
продолжительность тестирования не должна превышать 20 минут, при первых признаках утомления нужно перейти на другой вид работы;
следует индивидуализировать последовательность предъявляемых заданий (легкие/трудные, вербальные/невербальные, учебные/игровые), чередовать задания с учетом ведущего анализатора (зрительный, слуховой, тактильный, кинестетический);
при предъявлении многозвеньевых инструкций следует использовать несложные по грамматическому оформлению речевые конструкции, предусматривать повторное поэтапное предъявление задания (деление инструкции на отдельные смысловые звенья).
Оцениваемые показателиспособность ребенка организовать свою деятельность: как он приступает к выполнению задания, насколько выражен при этом этап ориентировки в задании, как протекает сам процесс работы (действия планомерны или хаотичны, характерны ли импульсивные реакции, «полевое» поведение);
способы работы (рациональные/нерациональные), используемые ребенком при выполнении задания: зрительное соотнесение, примеривание, бессистемные повторяющиеся действия;
способность ребенка контролировать свою деятельность, замечать ошибки в работе, находить и исправлять их;
способность ребенка руководствоваться образцом: умение работать по образцу, сличать свои действия с образцом, осуществлять поэтапный контроль;
отношение ребенка к результату своей работы: проявляет ли заинтересованность в конечном результате; демонстрирует индифферентное отношение; ориентируется на оценку экспериментатора, а не на сам результат.
понимание содержания задания, восприимчивость к помощи, способность осуществить перенос показанного способа на аналогичное задание.
Эти данные в процессе обследования обязательно фиксируются в протоколе.