«От мыслительных умений к исследовательским навыкам». Отчет МО учителей географии, биологии, химии.
« Во всём мне хочется дойти до самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте. До сущности Протекших дней, До их причины, До оснований, до корней, До сердцевины». (Борис Пастернак)
Цель работы на 2004-2005 у.г.: необходимость ориентации образования не только на освоение учащимися определённой суммы знаний, но и на развитие личности, их познавательных и созидательных способностей.
Задачи:Развитие у учащихся навыков самообразования, обобщённых способов коммуникативной, практической деятельности, обучение их комплексным дидактическим и интеллектуальным ОУУН.Применение педтехнологий, способствующих развитию творческой познавательной активности учащихся.
Педтехнологии:Модульное обучение.( Чернышова Т.В.)Развивающее обучение.(Капырина А.В.)Проекты. ( Члены МО) Интегративный подход.(Члены МО)Проблемное обучение.( Клецова И.П.)Элементы лекционно-семинарского обучения.(Члены МО, работающие в 9-11 классах)
Творческие группы:1.Работа над справочниками для школьников по формированию ОУУН(особенности синтеза, анализа, сравнения, обобщения, классификаций)2.Организация деятельности учащихся над исследовательскими работами
2а).Исследовательские работы:Виды работ по форме и структуреТребования к содержаниюСуть проблемы, темы, целиРабота с литературными источниками
3.Экологическое образование на основе краеведческого принципа через занятия на факультативах и спецкурсах
Методы: ПроблемныйЧастично-поисковыйИсследовательский
Приёмы: Ответы на вопросы причинно-следственного и проблемного характераРешение заданий, требующих приведения аргумента в пользу известного фактаАнализирующее наблюдениеОпытно-экспериментальная работаСоставление опорно-логических конспектов по теме, схем, планов, выделение этапов работы, ключевых моментов вопросаСоставление ЭГХ территорий, стран, регионовПрогнозирование процессов, закономерностей их протекания
Составление характеристик отдельных компонентовПоказ влияния какого-либо явления на предмет изученияОбобщение результатов работы, выводыСравнение фактов по определённому признакуУстановление закономерностейВыполнение творческих и исследовательских работ: сообщений, проектов, информационных и классификационных рефератовИспользование видеофильмов на уроках географии, биологии
Внеклассная работа ФакультативыСпецкурсыКружки
Сотрудничество с КГУ Консультации педагоговЗанятия с учащимися 9 классов
Экскурсии вприроду
По учебным целям Иллюстративные Творческие (исследовательские)
1.По количеству участников,2.по характеру объёма 1. ГрупповыеИндивидуальные 2. К объектам природы На объекты, изучающие природные явления
1.По месту в учебном процессе 2.По содержанию материала 1.Предварительные Текущие Заключительные2.Тематические Обзорные Комплексные
Экспедиции.(Милевская А.П.)Поездки(члены МО)
Предметные неделиНаправление: экологическоеЦель: развитие у учащихся интереса к изучению географии, биологии, химии, мыслительных способностей, повышение образовательного уровня, обучение детей самостоятельности и творчеству
Формы организации работы: КоллективнаяИндивидуальная
Эко-биологическая секцияЦель: развитие творческого и интеллектуального потенциала учащихся
Задачи:Создание комфортных условий для проявления креативных способностей школьниковВыявление наиболее одаренных детей в области географии, биологии, химии.
Совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся, повышение уровня знаний и эрудицииАктивное включение учащихся в процесс самообразования и саморазвития
Организация научно-исследовательской деятельности для усовершенствования процесса обучения и профориентацииНаучить овладевать знаниями, выходящими за пределы учебной программы, методам и приёмам научного исследования, работы с литературой
Система работы по написанию творческих и исследовательских работВключение в научно-исследовательскую деятельность учащихся, занимающихся на «4» и «5» по предметам МО в соответствии с их интересами, склонностями и возможностями
Обучение учащихся работе с научной литературой, формирование культуры научного исследованияЗнакомство и сотрудничество с представителями науки в интересующей области знаний(преподаватели КГУ)Организация индивидуальных консультаций, промежуточного и итогового контроля в ходе научных исследований учащихсяРецензирование работ при подготовке к их участию в научно-практических конференциях, итоговой аттестации за курс основного и полного образования, олимпиадах
Олимпиады
Участие в классных, школьных, городских, областных олимпиадах. Результаты за 4 года.
2001-2002 уч.год:1.Чернышева Т.В., Забугина В., 3 место, городская олимпиада, биология.2.Сафонова И.А., Шиханов Д., 2 место, городская олимпиада, география.3.Сафонова И.А., Абрамов Е., 3 место , городская олимпиада, география, 1 место, область.
2002-2003 уч.год:1.Милевская Н.А., Апухтин А., 2 место, городская олимпиада, экология.2.Чернышева Т.В., Жосанов А., 3 место, городская олимпиада, экология.
2003-2004 уч.год:1.Милевская Н.А., Апухтин А., 1 место, городская олимпиада, экология.2.Капырина А.В., Абрамов Е., 1 место, городская, областная олимпиада по географии, 34 место из 250 участников, всероссийская.
2004-2005уч.год:1.Клецова И.П., Мальцева Е., 3 место, городская олимпиада, 2 место, областная, география.2.Капырина А.В., Капырина А., 3 место, городская олимпиада, география. 3.Капырина А.В., Резник Р., 3 место, городская олимпиада, география.
Выбор профессии: Поступление учащихся в КГУ на естественно-географический факультет: Апухтин А., Абрамов Е. и др.